На Лебединском ГОКе продолжают модернизировать систему управления движением железнодорожного транспорта. На смену блочной маршрутно-релейной централизации приходит высокотехнологичная микропроцессорная технология.
Пилотной площадкой стала железнодорожная станция «Нижний парк». Там самую прогрессивную на тот момент систему установили ещё в 2007 году. Новшество оправдало ожидания, и его тиражировали на другие станции: в 2014 году переоборудовали «Горную», а с 2019 года по цепочке — «Узловую», «Северную», «Сланцевую». Недавно к современным датчикам подключили и «Рудную». Подрядчики совместно с представителями участка сигнализации, централизации и связи управления железнодорожного транспорта устанавливали приборы в условиях действующего производства. Подготовительная работа длилась больше полугода: монтировали кабельные линии, реле, контроллер, подключали рабочее место диспетчера, проводили отладку. Сам же перевод станции на новую систему занял всего несколько часов.
Раньше система управления поездами состояла из весьма энергоёмких реле с разной степенью притяжения и напряжения. На «Рудной» таких элементов насчитывалось около полутора тысяч, и занимали они целую комнату. Обслуживание рельсовых цепей, которые «предупреждали» диспетчера о местоположении подвижного состава, требовало массы нюансов: установки изолирующих стыков, соединителей, арматуры и прочее. Современная микропроцессорная начинка станции состоит всего из двух компактных стеллажей с реле российского производства, которые управляют напольными устройствами пути: стрелками, светофорами, датчиками на рельсах. Новый комплекс управления потребляет в шесть раз меньше электроэнергии, чем прежний. «Мозг» системы — контроллер, через него диспетчер «общается» со всеми напольными устройствами.
«Главное отличие системы от прежней — аппаратное обеспечение. Здесь минимум реле, блоков, проводов и прочего. Она лучше обеспечивает безопасность движения поездов по станции», — объясняет преимущества начальник участка УЖДТ Юрий Понамарёв.
Позаботились и об автономности оборудования: при экстренном отключении электричества аккумуляторные блоки позволяют приборам ещё какое-то время продолжать работу. За это время можно перейти на резервный ручной пульт управления и подключить генератор, чтобы железнодорожное сообщение не останавливалось. К плюсам Юрий Понамарёв относит и высокую автоматизацию. Если на станции готовы принять состав, то диспетчер только отмечает начальную и конечную точку маршрута. Дальше аппаратура автоматически определяет свободный путь, переводит стрелки и включает разрешающий сигнал светофора. Человек лишь контролирует процесс на мониторе компьютера в режиме реального времени.
Специалисты уже занимаются реконструкцией станции «Лебединский ГОК», затем переоборудуют «Фабричную» и так далее. Когда к новой системе подключат все станции, появится и центральная диспетчерская. Она будет аккумулировать информацию по движению всего железнодорожного транспорта Лебединского ГОКа. Единая система управления обеспечит ритмичность движения по стальным магистралям комбината и поможет сократить простои.
«Главное преимущество микропроцессорной системы — минимум реле, блоков и проводов», — отметил Юрий Понамарёв
6 из 12 станций комбината уже оснастили современным оборудованием. Около 36 километров новых кабельных линий уложили на станции «Рудная».