Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Губкинские педагоги обсудили проблему обеспечения младшеклассников вторым комплектом учебников

14 апреля 2022, 13:17ОбществоФото: Юлия Яковлева / Наталья Фарафонова, Галина Колесникова, Валентина Таранова

Комиссия по социальной политике Совета депутатов городского округа искала компромисс между качеством образования и сохранением здоровья школьников.

Круглый стол на тему «Обеспечение обучающихся начальных классов вторым комплектом учебников» состоялся по инициативе постоянной комиссии по социальной политике Совета депутатов городского округа в школе №1. В обсуждении вопроса приняли участие председатель Совета депутатов Галина Колесникова, заместитель главы администрации по социальному развитию Наталья Фарафонова, депутаты, руководители губкинских школ, родительский актив.

«Проблема обеспечения вторым комплектом стоит остро и давно. Ученики начальных классов вынуждены ежедневно носить в школу и домой несколько учебников, для детей их возраста рюкзак из-за этого довольно тяжёлый. Сегодня  почти 70% детей имеют нарушение осанки, из них 10% страдают сколиозом. Если дети будут оставлять учебники в школе, то дома полноценно заниматься не смогут, но и тяжёлые рюкзаки вредят их здоровью», – отметила Галина Колесникова.

Как найти компромисс, чтобы ребёнок получал и качественное образование, и сохранил своё здоровье? В феврале на депутатском часе поступило предложение о том, чтобы обеспечить учащихся начальных классов вторым комплектом учебников. Проведённый управлением образования анализ показал, что на приобретение для всех учеников начальной школы второго комплекта учебников нужно более 30 миллионов рублей, таких средств у школ нет. Участники круглого стола рассмотрели варианты решения вопроса. Одним из них стал пилотный проект школы №1 по обеспечению начальных школ вторым комплектом учебников, который представила директор школы Оксана Арнаутова.

В соответствии с гигиеническими требованиями к учебникам вес одного издания не должен превышать 300 г, а общий вес портфеля первоклассника должен быть не более полутора кг, но на деле ранец оказывается в два-три раза тяжелее. Ведь помимо учебников и тетрадей, дети носят в ранцах пеналы и письменные принадлежности, предметы для уроков ИЗО, технологии, физкультуры, личные вещи. Получается, что школьный рюкзак первоклассника весит до 3,5 кг, а у второклассников и третьеклассников  – свыше четырёх. Если утром детям помогают донести до школы портфель родители, то в течение учебного времени они сами носят ранцы. Перенос таких тяжестей для детей не проходит бесследно. Как показали исследования, для ребёнка шести-семи лет носить портфель весом в 4 кг равносильно тому, что если бы взрослый носил груз в 15-20 кг. Ортопедические патологии, которые могут возникнуть из-за того, что ребёнок носит тяжести, выходят на одно из первых мест. Одним из путей решения этой проблемы может быть переход на электронные учебники, но санитарными правилами определены нормы времени пользования электронными средствами обучения – в совокупности в начальной школе не более 20 минут на уроке. Вариант приобретения второго комплекта не подходит из-за высокой цены.   

«Мониторинг нашего фонда учебников  позволяет внедрять второй комплект учебников для начальной школы. Второй комплект приобретён за счёт средств, которые выделяются на учебники для всех классов. Используем старый комплект учебников того года издания, который разрешён. Учли и некоторые нюансы. Например, в учебниках разного года выпуска и редакции могут не совпасть расположение домашних заданий. В этом случае педагогу придётся оповестить родителей, что оно находится на определённой странице», –  пояснила Оксана Арнаутова.

Проектом также предусмотрено приобретение специальных открытых стеллажей для хранения школьного комплекта учебников. Приступить к реализации в школе планируют с 10 апреля.

Директор школы № 1 Оксана Арнаутова
Фото: Юлия Яковлева

Своё предложение по решению вопроса тяжёлых ранцев озвучила директор школы № 17 Елена Горшкова.

«У нас есть, как и в школе №1,  учебники, использующиеся с 2016 года, но за четыре года количество детей в школе настолько возросло, что этого комплекта не хватает, поэтому опыт школы №1 нам не подходит», – констатировала она. Здесь предложили комплект учебников оставлять в школе, а дома заниматься по рабочим тетрадям, которые по своему содержанию не уступают учебникам. «Мы получим более лёгкий по весу портфель, а если уж возникает необходимость использовать учебник для выполнения домашнего задания, то один учебник  все же можно взять домой. Проект планируем реализовать в первых классах уже в этом учебном году, а все остальные классы подключить с нового учебного года», – рассказала Елена Горшкова.
Директор школы № 17 Елена Горшкова
Фото: Юлия Яковлева

Своё мнение по этому вопросу высказали депутаты и родительский актив. Мама второклассницы Елена Щурова сама работает педагогом, поэтому ситуацию со вторым комплектом учебников рассматривала с двух сторон – как родитель и как учитель. Она считает, что   какие-то определённые учебники, которые используются раз в неделю, можно и принести, и унести домой. А учебники по ежедневным предметам, конечно, лучше иметь в двух комплектах. 

«На мой взгляд, оптимальное решение – объединить два представленных проекта в один. Найти ресурсы, чтобы приобрести второй комплект некоторых учебников, а что-то заменить на рабочие тетради», – предложила Щурова.

По итогам круглого стола решено было провести в школах соответствующее обсуждение с родителями, а управлению образования на основании этого запустить в школах пилотные проекты.  

Фото: Юлия Яковлева
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Юлия Яковлева
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:38
Вячеслав Гладков рассказал о реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы»
Материал
ОбществоВчера, 16:31
Вячеслав Гладков рассказал о 160 тыс. получивших медпомощь в «Поездах здоровья» жителях региона
Материал
ОбществоВчера, 10:40
Вячеслав Гладков: 40 начинающих фермеров получили гранты в рамках конкурса «Агростартап»