Как известно, в древности на Руси было много разных обычаев и обрядов. Они сопровождали человека от рождения до самой смерти. И один из них, бытовавший до начала прошлого века на Дону, – торжественное перерезание отцом пуповины новорожденному сыну. Повитухе, принявшей малыша, дозволялось ее только перевязать прядью материнских волос, а отрезал глава семейства. Смысл обряда, учитывая образ жизни донских казаков, угадать не трудно – так отцу передавалась ответственность за дальнейшее воспитание будущего защитника и кормильца семьи.
Узнав об этом обряде ещё в студенческие годы во время фольклорной экспедиции по селам Воронежской области, я вспомнила о нем после разговора с нашим земляком, отцом двух замечательных сыновей. А вот поводом для его приглашения в редакцию «Нового времени» стал Международный день отца, который отмечался 21 июня.
Большинство губкинцев, конечно же, хорошо знают Николая Горбунова, в недавнем прошлом работника местного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Будучи опытным и ответственным арбитром по части соблюдения ПДД на дорогах, он выступал ещё и в роли их активного пропагандиста в СМИ. Но было и ещё одно поприще, на котором Николай Дмитриевич оказался востребованным как никто другой и трудился в течение почти пяти лет – городской совет отцов.
— Человек в форме с полосатым жезлом в руках – едва ли не главный антигерой интернета. По поводу претензий представителей ГИБДД к водителям за рулем в сетях не выскажется разве что ленивый. Из‑за этого не испытываете разочарование или обиду, ведь вы отдали безопасности на дорогах 20 лет добросовестной службы? – поинтересовалась я у своего собеседника.
— Я из тех, кто твердо убежден в необходимости своей профессии. ПДД – это закон жизни. Соблюдение его всеми участниками движения помогает обществу сохранять благополучие, а каждому из нас вписываться в современный ритм жизни, избегать трагедии. И без требовательности, принципиальности в нашем деле никак нельзя.
— Ваш выбор профессии в юности тоже был определен этими соображениями?
— Нет, эти мысли вызрели с возрастом. В юности мне очень нравилась профессия механика, но после окончания Шебекинского автотранспортного техникума в 90-х годах у себя в Скородном я работу не нашел. Моя специальность техника-механика по ремонту автомобилей и опыт армейской службы подошли для работы в губкинской ГАИ. Коллектив у нас был хороший, сплоченный. И о своем выборе я никогда не пожалел, ведь столько раз приходилось и людей спасать от смерти, и порядок на дорогах обеспечивать.
Особенно тяжело переживал, когда в аварии гибли дети. Каждый такой случай навсегда врезался в память. В 2012 году на границе со Старым Осколом произошла страшная авария: по вине водителя, выехавшего на встречную полосу, погибли его жена, теща и двое детей, а сам он выжил. Через год, опять же зимой, в гололедицу, на повороте к птицефабрике у села Истобное – другая авария, в которой погиб грудничок. Как спрашивается, не быть человеку за рулём ответственным за свою жизнь и жизнь семьи? – эмоционально резюмирует свой ответ Николай Дмитриевич.
Он убежден, что даже, казалось бы, безобидные современные ролики или скутеры, на которых мальчишки носятся по улицам и дворам, могут принести в дом беду. В его практике был случай, когда родители подарили сыну на шестнадцатилетие скутер, и парень в тот же день погиб, выехав на прогулку.
Не случайно именно с профилактической работы с детьми для него началась деятельность в совете отцов средней школы №16, где учился старший сын Андрей, а потом и младший Владислав. Николаю приходилось организовывать тематические мероприятия, беседы для разъясненич правил дорожного движения, экскурсии, на которых школьникам прививались элементарные навыки поведения на дороге, природе. Постепенно опыт школьного совета отцов привлек внимание городской общественности, и Горбунову предложили возглавить муниципальный совет отцов, где у него появилось больше возможностей для профилактики дорожного движения, работы с трудными подростками, укрепления семейных традиций.
Собственная семья всегда была и остается для него главной ответственностью в жизни. Вместе с женой Натальей, которая работает преподавателем химии и биологии в средней школе №16, они сумели в своих мальчишках зародить интерес к учебе, привить приверженность к здоровому образу жизни и спортивному соперничеству.
Андрею уже 20 лет, он без труда поступил в Воронежскую академию ВВС, и по её окончании готовится связать жизнь с техническим обслуживанием самолетов и вертолетов. Владиславу осенью исполнится 14, он учится в 8 классе, его увлечение – моделирование и решение всяких технических ребусов.
— Своим сыновьям я с детства внушал, что надо быть физически сильными и здоровыми, готовить себя к службе в армии. Поэтому оба они со школьного возраста увлеклись легкой атлетикой. Андрей не раз побеждал в беге на длинные дистанции на городских соревнованиях, областных первенствах, ездил на сборы в другие города. А Владислав потянулся за ним, сейчас занимается у того же тренера – Валерия Дьякова. Какую профессию выберет он по окончании школы, говорить рано, одно точно – она будет технического профиля, – убеждён Николай.
Есть, правда, предпосылки, что младший сын Горбуновых сделает выбор в пользу военного образования. Дед по материнской линии – Павел Александрович Сухоедов – был военным, служил инженером-испытателем на Байконуре.
Андрей тоже для младшего брата во всем пример, хотя, судя по характеристике отца, характером они разные. Старший тихий, рассудительный, основательный во всем, никогда не вспылит, не загорится в споре, младший – образец коммуникабельности. Когда Горбуновы приезжали семьей на море, через день Владислав уже и компанию себе соберет из мальчишек, и верховодит в ней. Но вот что касается ответственности за свои проступки, а ругать сыновей родителям тоже приходилось, оба никогда не обижались, а извинялись и делали правильные выводы.
Поговорить с главой семейства и не расспросить о жене, подарившей ему двух сыновей, я не могла. И своей просьбой – назвать главные качества, которые больше всего в ней ценит, нисколько не застала Николая Дмитриевича врасплох. Оказалось, ему очень приятно рассказывать о своей Наталье.
— Моя жена — настоящая хранительница очага. Я ей очень благодарен за понимание, поддержку и теплоту, которую она сумела создать в нашем доме. Моя профессия ведь сложная: из дома я уходил на 12 часов. К тому же, практически на каждом дежурстве приходилось или патрулировать улицы, или рейды проводить, или с ДТП разбираться, что требует сил и терпения. Но я всегда был уверен, что дома порядок. Наталья – это моя душа, на редкость заботливый и надежный человек, – с теплотой дает он характеристику жене.
Три года назад Николай Горбунов оставил службу в полиции. Но привычка быть ответственным за порядок и правильное течение жизни, привела его в коллектив Комбината КМАруда, где он трудится в подразделении охраны.
— Всю нашу жизнь можно сравнить с дорогой. В каком бы направлении мы ни ехали, должны всегда соблюдать правила. И уж тем более в наше время, в век скоростей, когда так велик соблазн и газку поддать, и обогнать впереди едущего, и потягаться силами. А меня еще мой отец Дмитрий Павлович учил обдумывать свои поступки и всегда рассчитывать собственные силы. Всю свою жизнь он проработал на земле механизатором в нашем родном Скородном, и в семье нашей был стержнем, примером, – подвёл итог нашей беседы Николай Горбунов.