Ситуация с коронавирусом, бесспорно, стала экзаменом на зрелость для всего нашего общества. Колоссальная нагрузка легла не только на медиков и социальных работников, но и заставила быстро перестроиться систему образования. Учебные заведения переведены на дистанционное обучение, и уже позади первые две недели занятий вне школьных классов и учебных аудиторий.
Как же обстоят дела с освоением знаний у школьников? Какие проблемы у них и учителя возникают и как преодолеваются во время общения на расстоянии? Да и каково это вообще – так долго не видеть друг друга? Об этом и многом другом корреспондент «НВ» Ольга Авдеева узнала от преподавателя математики и информатики средней школы № 13 Оксаны Вотиновой.
— Оксана Николаевна, наверняка, у вас ученики разного возраста. Так кому же оказалось выдерживать дистанцию сложнее – среднему школьному звену или старшеклассникам?
— У меня два шестых класса, один восьмой и два девятых. Скажу сразу – ни для кого переход на дистанционное обучение не выглядел такой уж трагедией. Нынешние дети вполне освоились и с компьютерной техникой, и в целом с виртуальным пространством. Другое дело – особенности психологии. Например, для шестиклассников гораздо важнее визуализация, а старшеклассники, благодаря подготовке к ГИА, с большей отдачей работают в режиме тестовых заданий. Поэтому и мне приходится использовать в своей работе разные формы – и онлайн урок, и видеоурок, и занятие в виртуальном классе. Старшеклассникам чаще даю онлайн-тесты с несколькими заданиями.
Мне приходится пользоваться современными образовательными платформами – «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», «Учи.Ру», «Решу ОГЭ». Благо, что знакомство с ними у меня и моих коллег состоялось год назад на семинаре, так что к нынешним форс-мажорным обстоятельствам, связанным с коронавирусом, мы подошли подготовленными.
— Каким образом удается дистанционно контролировать успеваемость?
— Во‑первых, все возникающие вопросы технического характера, от которых зависит усвоение материала, решаем вместе с родителями и школой. Бывает, что скорость компьютера отстает, программа зависает. Папы и мамы относятся с пониманием и, как правило, ситуация исправляется. В интересах дела ведем диалог «ВКонтакте» с каждым классом, обеспечивая двустороннюю связь, но за консультацией ученики могут обратиться ко мне и по телефону, и по Скайпу. Кроме того, я периодически провожу мониторинг, в ходе которого тоже выясняю узкие места нашего дистанционного обучения.
Важно подчеркнуть: на новую форму обучения школы перешли в конце года, когда основной материал был уже пройден, сейчас идет его повторение и закрепление. Случись это в начале учебного года, думаю, проблем могло быть гораздо больше. А поэтому надо полученный опыт использовать в будущем.
— Признайтесь: скучаете по ученикам? Ведь, наверняка, во время урока вам важно видеть их глаза, а на перемене – общаться.
— Скучаю, да еще как! За тринадцать лет работы в школе – это первый случай столь длительного расставания и с детьми, и с коллегами, и с самой школьной атмосферой во время учебного года. К тому же, у меня 12 учеников, которые в нынешнем году выпускаются. Карантин ограничивает возможность поговорить с ними по душам, узнать о дальнейших планах… Я ведь их учила не один год.
— Что, на ваш взгляд, важно учесть школам на будущее, чтобы быть во всеоружии в подобной ситуации?
— Техническое оснащение школ – вопрос , думаю, номер один. Мало иметь хорошо оборудованный класс информатики или зал для видеоконференций. Во всех кабинетах желательно иметь технику для дистанционного обучения. Ее можно использовать не только в форс-мажорных ситуациях как с коронавирусом. Сейчас все больше школ используют инклюзивное обучение, когда в освоение знаний вовлечены дети с ограниченными возможностями здоровья. Так что и для них это даст больше возможностей.
— Кстати, хотелось бы узнать вашу точку зрения о проектной деятельности в системе образования. Быть может, стоит в педагогическое новаторство в качестве главных критериев успеха включить и освоение коммуникативных возможностей современной техники?
— Почему бы и нет? Мне как учителю информатики было не сложно перейти на дистанционное обучение. А вот тем учителям, кому не хватает знаний в области современных информационных технологий, пришлось столкнуться с определенными сложностями. Но таких педагогов сейчас все же единицы, ведь в системе образования постоянно проводятся различные курсы повышения квалификации, вебинары, конференции.
На мой взгляд, любую ситуацию нужно использовать для получения новых знаний, самосовершенствования. Так что всем желаю успеха на этом трудном, но интересном пути!












