Разработка и реализация инвестиционных проектов современных систем на общественном транспорте Губкинского городского округа позволили сделать транспортную инфраструктуру качественной и эффективной. Начальник управления транспорта, связи и телекоммуникаций Дмитрий Лазебный, рассказал о нововведениях и первых результатах.
Основная цель работы пассажирского транспорта – обеспечение возможности для губкинцев осуществлять трудовые, общественные, культурные и бытовые поездки с полным соблюдением правил безопасности дорожного движения и нормативов пассажирских перевозок. Учитывая социальную значимость транспортного обеспечения населения, администрация городского округа постоянно совершенствует работу пассажирского транспорта – это и постоянная модернизация отрасли, и своевременное изучение рынка технологий и их внедрение, и повышение качества предоставления транспортных услуг, и сокращение издержек, повышение безопасности пассажирских перевозок.
В последние годы финансовая нагрузка на перевозчиков, стоимость ГСМ и прочие расходы увеличивались, что потребовало кардинальных решений по оптимизации и популяризации отрасли. Для решения этих задач в Губкинском городском округе были привлечены инвесторы, разработаны и реализованы уникальные инновационные проекты современных IT-систем на общественном транспорте, впоследствии ставшие известными и тиражируемыми на всю Россию. И это, несомненно, повысило рентабельность, безопасность и удобство транспортных услуг.
Локомотивом проектов стал специально созданный коммерческий оператор компания «БЕЛТРАНС». Работа с ним позволила профессионально генерировать инновации, реализовывать их, объединять вокруг всех заинтересованных участников (транспортные предприятия, банки, администрацию, пассажиров) и обеспечивать единые правила и стандарты взаимодействия.
С 2015 года оператор совместно с администрацией городского округа на протяжении двух лет изучали и на практике проводили исследования экономических, правовых и технологических предложений на рынке, тестирование различных высокотехнологичных систем и оборудования, вели переговоры с финансовыми организациями и представителями платёжных систем.
На автобусах округа было произведено пять полномасштабных тестовых испытаний различных методик. В результате была разработана и весной 2017 года внедрена бизнес-модель экономичной, современной инновационной системы АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда) с высокой рентабельностью и минимальными затратами со стороны заказчиков.
В основу технического решения АСОП был положен инновационный банковский продукт – транспортный эквайринг, специально разработанный с учетом всех специфик отрасли.
Его универсальная платформа на базе POS-терминалов позволила принимать и регистрировать любые виды оплаты: безналичные банковские, наличные, льготные и транспортные карты с выдачей бумажного и электронного билета установленного образца, с возможностями фискализации денежных средств.
Стало возможным принимать на транспорте в качестве платежного средства банковские карты платежных систем VISA, MasterCard, МИР, а также оплачивать проезд с помощью смартфонов и других устройств по технологиям Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Но самое главное – это онлайн-статистика проведенных операций и аналитическая отчетность. Продукт зарекомендовал себя как быстрый и надежный, ускоряющий и автоматизирующий процесс оплаты.
Появилась исчерпывающая информация о передвижении пассажиров, что позволило прогнозировать изменение пассажиропотоков при строительстве новых жилых микрорайонов, объектов социального и культурного назначения. На её основе принимаются обоснованные и взвешенные решения по развитию и изменению маршрутной сети, перераспределению транспортных, пассажирских потоков и т. п.
Оператор обеспечил полный контроль всех процессов и взаимодействий в системе, создал офисную и интерактивную инфраструктуру поддержки клиентов, тем самым обеспечив максимальную эффективность и комфортные условия всем её участникам.
О качестве работы оператора говорит статистика – всего за один год более 75% пассажиров стали использовать безналичную оплату проезда. Уникальный результат для России!
Осенью 2017 года, в результате успешной реализации следующего проекта, произошли качественные изменения в порядке расчета за проезд для льготных категорий граждан. На смену устаревшим бумажным талонам пришли современные банковские карты – и тоже впервые в России. Благодаря бесконтактной технологии они очень удобны в использовании.
Пассажир-льготник, приобретая социальный проездной билет, теперь указывает номер своей банковской карты, и она автоматически становится его проездным билетом. Уже в первый месяц использования стало ясно, что благодаря электронному учёту экономия бюджетных средств на дотации составляет более 30%.
Осенью 2018 года внедрен новый инновационный проект «Умный транспорт». Это интерактивный сервис для пассажиров, позволяющий видеть в реальном времени движение автобусов на информационных остановочных табло и на экране обычных смартфонов. Также программа позволяет просматривать расписание и рассчитывать путь поездок.
Весной 2019 года начались реновации остановочных комплексов. И здесь оператор не прошел мимо, оборудуя обновленные остановки системами Wi-Fi, видеонаблюдения и интерактивной помощи пассажирам.
1 июля 2019 года вступили в силу новые законодательные акты, обязывающие перевозчиков регистрировать в налоговой инспекции все оплаты от пассажиров и выдавать им специальный фискальный чек. И вновь новое, «облачное», решение позволило губкинским перевозчикам первыми в области без труда решить эту задачу.
В настоящий момент разрабатываются новые проекты, которые, несомненно, вновь приятно удивят и порадуют губкинцев и гостей города.