— Отец Андрей, за эти годы церковь пережила многое: революции, годы лихолетий, хотя, насколько я знаю, даже в те годы храм не закрывался и многие губкинцы по воскресным и праздничным дням бывали в нём, крестили, чаще всего, конечно, тайком своих детей, совершали другие Таинства. Расскажите коротко о судьбе храма.
— Сегодня мы детально занимаемся историей храма, побывали в Курском, Белгородском государственных архивах. Узнали много интересного. До строительства каменного храма в селе была деревянная церковь, которая сгорела. Кирпичная построена на средства жителей сел Теплый Колодезь и Аверино (половина жителей этого села относились к приходу теплоколодезянского храма). На территории прихода особо богатых людей не было, поэтому стройка шла медленно, с длительными перерывами. Во время ремонта уже в наше время на стене были обнаружены даты строительства: 1863 – 1872 гг.
В 30-е годы ХХ века были сброшены колокола, повреждены росписи и лепные украшения, похищены церковная утварь и ценные иконы. Во время Великой Отечественной войны была разобрана кирпичная ограда, снесены подсобные помещения, вырублен старый церковный сад. И храм все‑таки закрывался. Последний батюшка, который служил до войны, священник Порфирий Зиновьев, в 1938 году его арестовали, а церковь отдали под конюшню и зернохранилище. После освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков её вновь открыли, священником был назначен протоиерей Владимир, который вместе с прихожанами вычищал храм, приводил его в порядок. Об этом рассказали жители села, они принесли фотографии храма, где он еще под соломенной крышей. Это 60-е годы прошлого столетия. Наш храм трехпрестольный, является памятником архитектуры.
— К своему юбилею храм преобразился, по крайней мере, внешне. Недавно был сделан ремонт?
— Да, в 2014 году произошло знаковое событие, храм был отреставрирован с внешней стороны попечением многих людей, в частности, Николая Бредихина и Александра Пытева. Но каждый храм нуждается в ежедневных трудах. Нашему теперь нужен ремонт внутренний. Конечно, мы поддерживаем порядок своими силами, обновляем церковную утварь. Но самый насущный вопрос – полы. Они деревянные и десятилетиями не менялись.
— А кто сейчас ваши прихожане?
— Наш храм находится близко к городу. Поэтому в числе прихожан не только жители села, но и городских улиц Раевского, Лазарева, Дзержинского, микрорайонов Юбилейный, Учительский, села Аверино, которое территориально относится к Оскольцу, но традиционно окормляется приходом нашего храма. Отрадно видеть молодых родителей, которые приводят детей на Таинство причастия. За 3,5 года, что здесь служу, удалось познакомиться со многими хорошими людьми. Но есть люди, которые ещё не переступали порог храма. В планах пообщаться и с ними. Ежедневно в храме совершаются молитвы о здравии и панихиды об упокоении, в субботние, воскресные и праздничные дни – Божественная литургия.
— Вы ведёте на приходе плодотворную работу с детьми и молодёжью. У вас работает воскресная школа, создана молодёжная группа. С чего всё начиналось?
— В 2014 году епископ Губкинский и Грайворонский преосвященный владыка Софроний, назначил меня настоятелем этого храма. В тот же год было решено открыть воскресную школу. Пришли около 20 детей разных возрастов. С той поры прошло три года, и более старшие ребята, которым в этом году исполнилось 14–15 лет, окончили воскресную школу и стали спрашивать, что им делать дальше. 17 сентября теперь уже прошлого года, в день памяти святителя Иоасафа Белгородского, было принято решение о создании «молодёжки» – так мы называем молодёжную группу. В неё вошли девять человек. Выбрали для неё имя «Лига». Это слово переводится с латинского как объединение, связь и является родственным со словом религия – связь с Богом. Ну а наша «молодёжка» символизирует связь с Господом и между собой. Мы встречаемся каждое воскресенье, обсуждаем насущные темы, касающиеся и нашего прихода, и проблем в обществе, в частности, одна из них – нехватка помощи, внимания к окружающим людям. Планируем и дальше встречаться по воскресным дням, изучать Священное Писание, укрепляться в православной вере и, конечно же, заботиться о ближних, о тех, кто живет в селе Теплый Колодезь, может быть, и в одиночестве.
— Знаю, что летом и осенью вы побывали в старооскольских разрушенных храмах и навели там порядок, назвав акцию «От храма – к храму».
— Как известно, в прошлом столетии Русская православная церковь была гонима, её физически истребляли. Храмы пустели, их оскверняли, уносили самое ценное – иконы, утварь. Узнав, что по соседству есть два храма – Христо-Рождественский бывшего села Бродок, возле отвалов Лебединского ГОКа, и иконы Божией Матери «Знамение» в бывшем селе Жуково, которое опустело в связи со строительством Старооскольского водохранилища, решил их посетить. Потом предложил ребятам, и они с радостью согласились поехать и навести там порядок. Мы скосили бурьян, закрасили кощунственные для святого места изображения и надписи, убрали мусор и камни, упорядочили иконы, находящиеся в нишах стен храма, и помолились.
— Некоторые могут спросить, зачем вы это делаете, ведь храмы полуразрушены, их участь предопределена?
— Они живые. Да, заходя в них, мы видим и разрушенные стены, и отсутствие крыши, но там есть иконы, лампадки, все признаки и следы молитв. Люди эти места посещают. Глубоко верим, что каждый освящённый храм имеет своего небесного заступника, ангела-хранителя. И в каком бы состоянии храм ни находился, всегда в нём совершается молитва – либо от людей земных, либо уже со стороны небесных сил. И в этих храмах тоже совершается молитва, но уже в большей степени со стороны небесных сил. Однако мы видим, что люди сердцем чувствуют присутствие здесь благодати Духа Святаго и посещают их, значит, они не брошенные. Есть информация, что и другие приходы, воскресные школы там бывают, стараются поддержать порядок. И, конечно, совершают молитву, потому что для любого верующего человека храм, каким бы он ни был, – святыня, где присутствует особая сила, особое благословение. Нам важно такие места не забывать, рассказывать о них, чтобы люди прикоснулись к истории, чтобы ценили то, что мы сегодня имеем, – возможность приходить в храм чистый, убранный, отреставрированный и быть благодарным Господу за свободное исповедание нашей веры Православной.
— Как правило, последние дни года у православных верующих посвящены подготовке к Рождеству Христову…
— И мы не исключение. Каждый год проводим благотворительную акцию «Твори добро на Рождество». В храме организуем благотворительную ярмарку, на которой представлены поделки ребят из воскресной школы. У нас есть список многодетных семей, малоимущих, инвалидов, мы их посещаем, поддерживаем. Побываем и в социально-реабилитационном центре, чтобы поздравить его воспитанников с праздником Рождества Христова. Подготовили для них рождественскую сценку, собрали игрушки.
Традиционно в храмах устраиваются рождественские утренники. И в нашем тоже есть благочестивая традиция от лица детей, молодёжи поздравлять прихожан с зимней Пасхой – так еще называют Рождество. Готовятся воспитанники воскресной школы, их родители, «молодёжка» и активные прихожане: украшают храм ёлками, гирляндами, баннерами.
— Вы выросли в семье священника. Как встречали Рождество, дарили ли вам подарки и какой из них запомнился больше всего?
— Этот праздник всегда ассоциируется с детством. Самые яркие впечатления – из детства, когда таинственная ночь, все собираются в храм, в том числе и ты, хотя еще не можешь всю службу выдержать. А потом все, радостные, делятся в семье своей любовью, а ты с нетерпением ждешь папу, который обязательно принесет подарок. Это были игрушки, дефицит которых в те годы ощущался. Поэтому каждая была ценна, принималась с особой благодарностью и, конечно же, долго напоминала о светлом празднике. Став взрослее, понимаешь, что главный подарок – это жизнь, которую дарит Господь каждому из нас. И Он рождается среди нас, чтобы показать нам путь в Царствие Небесное.
А вообще в семье священнослужителя встреча праздника начинается с подготовки: внешне наводим порядок в храме Божьем, в своих домах, украшаем ели к Рождеству Христову. И готовимся внутренне, соблюдая 40-дневный пост. А встречаем праздник в храме за ночной Божественной литургией. После службы за праздничным столом продолжаем славить Господа, петь рождественские песнопения, делиться радостью, поздравлять тех, кого не видели в храме. Славить родившегося Богомладенца продолжаем дома уже в кругу своих родных. А потом наступают Святки, которые длятся до Крещения Господня. В эти святые дни православные славят Христа родившегося. Посещаем друзей, знакомых, одиноких людей, чтобы поделиться с ними радостью рождения Спасителя.
— Колядуете?!.…
— Мне не нравится это слово. Правильнее сказать славим Христа – христославим. Поем прославляющие Рождество песнопения.
— Батюшка, что бы вы пожелали нашим читателям?
— Всем желаю надежды на то, что в наступившем году Господь нас не оставит. Веры в то, что с Господом возможно решить все проблемы. Желаю, чтобы счастливая и радостная весть о родившемся в Вифлееме Спасителе Иисусе Христе поселилась в сердце каждого читателя и даровала изменения нашей жизни к правде и любви друг к другу.