Не выезжая за пределы города, губкинцы, можно сказать, побывали в Мариинке: новогодний гала-концерт звёзд Государственного академического Мариинского театра прошёл 13 декабря в ЦКР «Форум». Стало это возможным благодаря культурной платформе АРТ-ОКНО благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Мариинский театр, сегодня возглавляемый Валерием Гергиевым, не нуждается в представлении: являясь символом Санкт-Петербурга и России, он хорошо известен во всем мире. За более чем два столетия своей истории он подарил миру многих великих артистов оперы и балета (Федор Шаляпин, Анна Нетребко, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина… их имена можно перечислять долго). С оркестром театра выступали Рихард Вагнер, Петр Чайковский, Гектор Берлиоз, Густав Малер, Сергей Рахманинов. Сегодня основу репертуара составляют прежде всего оперы и балеты Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, а также Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Джакомо Пуччини, Вольфганга Амадея Моцарта, Рихарда Штрауса.
В Губкин солисты Мариинки привезли оперу Римского-Корсакова по пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноактный балет «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе – Родиона Щедрина в постановке Альберто Алонсо.
В первом отделении зрители наслаждались концертным исполнением оперы «Моцарт и Сальери».
Действие происходит в конце XVIII века в Вене. Но об этом напоминает лишь задник на сцене да тройка кресел. Костюмы же солистов Евгения Ахмедова и Юрия Власова, исполнивших роли Моцарта и Сальери, современные. Аккомпанирует им на рояле концертмейстер Ирина Соболева.
Долгим и трудным был путь Сальери к славе, он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы ее создания. «Ремесло поставил я подножием искусству», – признается он. Для Моцарта искусство – сама жизнь. Он творит не ради славы, а ради музыки, и берется писать на заказ «Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери другом, не допуская мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, способен на злодейство. Сальери же мучительно завидует, и это толкает его на отчаянное решение: Моцарт должен погибнуть – «не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки».
Солисты мастерски передали идею пушкинского произведения – как зависть иссушает душу человека и приводит его к преступлению.
Считается, что неподготовленному слушателю тяжело слушать оперу, но первое отделение проходит, как говорится, на одном дыхании и заканчивается шквалом зрительских аплодисментов и криками «браво!».
Антракт, и вот уже на сцене балет «Кармен-сюита». Это рассказ о трагической судьбе цыганки Кармен (Анастасия Колегова) и полюбившего её солдата Хозе (Иван Оскорбин), которого Кармен покидает ради молодого Тореро (Евгений Иванченко). Любимец публики, Тореро смело сражается на арене с соединенным воедино образами Быка и Рока (Александра Иосифиди).
Восхищённая Кармен совершенно не обращает внимания на Хозе, чем вызывает его яростный гнев. Обезумевший от мысли, что любимая ему больше не принадлежит, Хозе убивает Кармен, для которой любовь – чистая, честная, жгучая – суть жизни. Никто из встретившихся ей мужчин не способен оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.
От имени всех зрителей артистов поблагодарил глава администрации городского округа Андрей Гаевой:
«Наступает сказочное время новогодних праздников. Мы уже проникаемся этой атмосферой. И сегодня мы получили города, которому в этом году исполнилось 80 лет, – это уникальное событие. Мы благодарим культурную платформу АРТОКНО, прекрасную творческую труппу за возможность прикоснуться к высокому уровню искусства. Благодаря фонду «Искусство, наука и спорт» многие прославленные коллективы не раз побывали у нас. Думаю, сегодняшняя встреча с артистами Мариинки – начало истории, мы всегда ждем вас».
«Сегодня нам выпала большая удача – прикоснуться к творчеству великого Мариинского театра, – поддержал его директор по социальным вопросам Лебединского ГОКа Леонид Альяных. – Мы благодарны фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», который балует губкинского зрителя прекрасными театральными, музыкальными, балетными постановками… Теперь еще и арии слушаем – это замечательно! Сегодня продемонстрировано искусство мирового уровня, да у этого театра и не может быть иначе. Давайте поблагодарим артистов, искупаем их в овациях. Они это заслуживают».
И зрители охотно поддержали предложение.
«В Губкине мы показываем точно такой же спектакль, как в Мариинке. У вас сцена, конечно, поменьше, но мы ни одно движение не поменяли, ничего не сократили. Я исполняю партию Рока. Она сложна тем, что надо быть в двух ролях – Рока и Быка. Это необычно. В нашем театре я первая исполнительница этой партии. На репетиции сама Майя Михайловна Плисецкая приезжала, подсказывала какие‑то моменты, была на премьере. Зрители нас хорошо принимают. И мы рады у вас выступать, понимая, что немногие жители малых городов могут попасть в наш театр. Для них это уникальная возможность – увидеть такой балет», – рассказала журналистам заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра Александра Иосифиди.