Губкинский краеведческий музей подготовил выставку «Великая Отечественная война в творчестве художников» к 75-летию Победы. Здесь объединены произведения как профессиональных губкинских художников, так и любителей.
Выставку открывают четыре работы Вячеслава Щербакова: «Отлетался фашист», «Неравный бой», «Незваный непрошеный» и «Кинжальный огонь».
Вячеслав Щербаков родился в 1938 году в п. Ракитное. Детство у его поколения закончилось в июне 41-го года. Мальчику повезло, его отец вернулся. И отцовские письма он хранил всю жизнь. Одно из них представлено на выставке. Семилетнему Славику в победном 45-м отец писал «Подходит время тебе, сынок, идти в школу. Иди, дорогой, учись хорошо. Знай, что учеба – свет, а не учеба – тьма».
Анатолий Савинов родился в с. Архангельское в 1930 году. После окончания Курского художественно-графического училища возвратился в Губкин. Среди губкинцев он был единственным членом Союза художников СССР и их признанным лидером. С 1976 по 1990 год он возглавлял городскую художественную мастерскую. Работы Савинова стали живописной летописью нашего края. Большинство произведений посвящены жизни земляков. Горняк, солдат, комбайнер – главные герои его произведений.
На выставке представлены три работы Савинова – «Коробково. Первая буровая», «Танковое поле» и «На полях».
«Коробково. Первая буровая» – это несколько рядов изб с соломенными крышами, деревья, полыхающие осенним багрянцем. И среди них разбросаны буровые вышки. На переднем плане – буровая крупным планом и буровики, разведчики подземных богатств КМА – задел будущего грандиозного освоения нашего железорудного края.
Летом 43-го года в 40 километрах от родного села художника развернулось грандиозное танковое сражение. Через груды исковерканного металла, разбитых, столкнувшихся и навсегда застывших танков на картине «Танковое поле» Савинов попытался показать грандиозность происшедшего на Курской дуге. Впервые Толя Савинов попал в эти места в 1944 году. Вместе с соседским мальчишкой они бежали в Крым. Там, говорили, тепло и неголодно. Домой, через военную комендатуру, их все‑таки вернули. Но на десятилетия в детскую память врезалось море наших и немецких танков и самоходок, увиденных с железнодорожной платформы в Прохоровке. Через сорок лет, увиденное на танковом поле, воплотилось в батальном полотне.
Нагромождение танков, огненное небо, накалившийся металл – все это фон. А на переднем плане – четыре уставших солдата. И хлебные колосья, вдавленные в землю гусеницами танков. В этих солдат художник вложил все, что знал и помнил о погибшем отце, о войне…
Точкой отсчета для этой картины Савинов считал 1962 год. Тогда он приехал в Прохоровку и долго бродил по танковому полю. Остановился у пятачка незасеянной земли. Из земли торчал ствол немецкой пушки. Сел покурить. И пришла мысль:
«Ведь это хорошо, – на пушку не обращают внимания. Пацан за штурвалом комбайна и тот привык, смотрит, как на музейный экспонат».
Третья картина «На полях» – возвращение к мирной жизни и мирному труду. Молодой тракторист с невестой на фоне моря колосящейся пшеницы. И голубое мирное небо.
Художник-любитель Анатолий Краснов в конце 1990-х написал портрет председателя Губкинского районного совета ветеранов Николая Яковлевича Чуева, по инициативе которого во всех селах установлены мемориалы с указанием имен погибших односельчан и бюсты Героев Советского Союза, а в мае 1995 года за околицей села Бобровы Дворы открыт памятник Вдове и Матери солдата. В 2000 годы издано 13 книг «Фронтовые дороги земляков», в которых собрана информация об участниках войны – жителях Губкинского района.
Один из 16 тысяч губкинцев – участников Великой Отечественной войны – Сергей Михельсон. Его портрет написан в 1970 годах неизвестным автором.
Сергей Михельсон служил горноспасателем на угольной шахте в Донбассе. В июне 1941 года добровольцем ушел на фронт. Служил в авиации стрелком-радистом на бомбардировщике. Ппосле двух тяжелых ранений с авиацией ему пришлось расстаться. Он вернулся к горноспасательному делу. В 1966 году его назначили начальником военизированных горноспасательных частей Юга и Центра, штаб которых находится в Губкине.
Завершает выставку работа заслуженного работника культуры Николая Бантюкова. В последние годы жизни он неоднократно возвращался к этому полотну, но «Прохоровское поле» так и не было закончено.
Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны.
Но они живут и будут жить в произведениях искусства.