О специфике подготовки, роли наставника и успехе на международных соревнованиях рассказал тренер-преподаватель высшей категории Спортивной школы олимпийского резерва, старший тренер сборной команды России по полиатлону, отличник физической культуры и спорта Российской Федерации Александр Клочков.
– Александр Михайлович, недавно ваши воспитанники вернулись с первенства мира, проходившего в городе Могилёв Республики Беларусь. Каких результатов удалось достичь?
«Состязания проводились в дисциплине «четырёхборье с бегом», которая включает плавание, стрельбу из пневматической винтовки, бег на короткую и длинную дистанции. Участвовало около 150 спортсменов из шести стран ближнего зарубежья. Победу в общем зачёте одержала сборная России, в которую вошли пять наших воспитанников. В личном первенстве наибольших успехов добилась Алина Селезнева, став серебряным призёром в своей возрастной группе. Высокие результаты показали Артем Гончаров, Владислава Клейменова и Виктория Туголукова, завоевав соответственно два четвёртых и одно пятое место».
– Расскажите об особенностях тренерской работы и подготовки к соревнованиям.
«К участию в первенствах России и международных состязаниях относимся максимально серьёзно. В течение года проводим несколько интенсивных сборов с тренировками по 2-3 раза в день, чтобы качественно проработать каждую дисциплину. В полиатлоне нужно одинаково хорошо бегать на короткие и длинные дистанции, метко стрелять, хорошо плавать, метать снаряды. Всё это требует разносторонней подготовки и выносливости. За 30 лет тренерской работы убедился – успеха добиваются не только одарённые, но и по-настоящему трудолюбивые спортсмены, которые ставят перед собой чёткую цель и не боятся тяжёлой работы. Мой принцип – совершенствовать сильные стороны воспитанников и развивать более слабые, чтобы в конечном итоге взрастить гармонично развитую личность, уверенную в своих силах и способную преодолевать трудности. Например, хороший спринтер не должен жертвовать скоростью ради выносливости. Важно найти баланс и методично двигаться от простого к сложному».
– Тренер – это друг или наставник?
«По степени участия в жизни спортсмена – скорее, родитель. Считаю необходимым следить за питанием ребят, режимом сна и отдыха, восстановлением после болезней и травм, эмоциональным состоянием. Такой подход даёт результат. Среди моих воспитанников – мастера спорта международного класса, члены сборной страны, победители и призёры всероссийских и международных соревнований. Каждый успех спортсмена – это не просто сумма тренировочных часов, а результат всесторонней работы. Видеть плоды своего труда, наблюдать, как из маленьких ребят вырастают профессионалы высокого уровня – это особая гордость и счастье».
Марина Щербачева