В братской могиле в переулке Героев захоронены 400 воинов, умерших от ран в губкинских госпиталях. Здесь 9 мая 1954 года по инициативе поселкового Совета во главе с Валентиной Ивановной Гончаровой, на средства жителей посёлка, был установлен первый в Губкине памятник, посвященный Великой Отечественной войне.
Первый госпиталь № 2252 в поселке Губкин действовал с декабря 1941 по июль 1942 года в здании КМАстроя. Он свернулся вместе с отступлением наших войск. Таисия Ивановна Жиленкова, до войны успевшая всего лишь год поработать учительницей в местной школе, пришла в госпиталь помогать.
Марии Григорьевне Никулиной довелось работать в госпитале (в отделении, располагавшемся в школе), когда ей не было еще и 16 лет, сразу после освобождения поселка от оккупации.
В центре поселка Губкин с 30 июля 1943 по 15 января 1944 года размещался госпиталь № 3349. В нем было три отделения – хирургическое, инфекционное и черепно-мозговых травм.
В апреле 1943 года в госпиталь направили санитарками нескольких девушек, в том числе Екатерину Ивановну Выборнову. Катя работала в операционной, во время первой операции потеряла сознание.
В августе 1943 года в госпиталь пришла Мария Алексеевна Лазебная.
Когда госпиталь уходил на запад, то по настоянию его начальника, майора медслужбы Ирины Семёновны Лебедевой, девушки поехали с ним. Принимали раненых, перевязывали, грузили в машины и поезда, сдавали для них кровь. У Екатерины была первая группа, поэтому приходилось сдавать часто, порой из двух рук сразу.
После Победы девушки ещё до января 1946 года находились в Германии, где продолжали выхаживать раненых.
Школьница из села Салтыкова Мария Алексенко приносила продукты раненым госпиталя №3349.
«Однажды в школу пришел военврач и сказал, что в госпитале лежит тяжелораненый офицер, у которого пробиты обе почки. Срочно нужен свежий, качественный мед, – вспоминала девушка. – Я принесла рамку с медом и сказала, что если бы у меня была посуда, я бы больше принесла. Мне дали трехлитровую банку и на следующий день я принесла банку с медом. А потом сказала начальнику госпиталя, что если будет посуда, то буду носить каждое утро молоко. Мне дали две двухлитровые банки с закручивающимися черными крышками… Когда соседка, бабушка Алена Беденко, узнала, что я ношу молоко в госпиталь, то принесла для раненых сито оладий и кувшин сметаны. Она часто передавала в госпиталь блины, пироги, варенье и сметану. Другие соседи передавали свежие яйца, морковь, лук, чеснок, семечки. Бабушка Наташа Цыганкова передала кусок свинины и колбасу. Дедушка Романченко, с хутора Ливада, большой кусок сливочного масла…
Перед Октябрьскими праздниками 1943 года меня позвали к начальнику госпиталя. Там сидели два парня и девушка. Начальник сказал: «Это старший лейтенант Антон, которого ты спасла. Его приехали навестить брат и сестра». Антон встал на колени, поцеловал в лоб и обе руки и вручил пачку из 10 шоколадок… Начальник госпиталя дал по куску хозяйственного мыла для мамы и бабушки-соседки…».
Брат и сестра спасенного офицера тоже подарили Марии много подарков, в том числе – шкатулку, которая через много лет была передана в Губкинский краеведческий музей и теперь представлена в экспозиции зала Боевой Славы.
Житель Губкина Анатолий Алексеевич Трофимов участвовал в освобождении от фашистов нашей местности. Он служил фельдшером противотанкового батальона в составе 16-й истребительной противотанковой бригады. Он вспоминает:
«Запомнилось несколько боев. Особенно непосредственно где‑то здесь в районе Губкина, точно село не могу указать, скорее район Бабровки, Скородного…
В ходе боя было много раненых, которым я и здоровые солдаты оказали необходимую помощь. Все были погружены в автомашину, покрытую брезентом (раненых было 15 – 20 человек, в том числе и тяжелые). Усложнялось еще тем, что зима была холодная – 10–20 градусов мороза – и снежная.
До ближайшего медсанбата или госпиталя было расстояние 10 – 15 километров, но и это еще терпимо, сложность оказалась еще в том, что по прибытии в госпиталь (Бабровка, Скородное, Архангельское, Салтыково), он уже в основном свернулся, часть медперсонала уже была в пути, так как шло наступление войск, а за ними должны двигаться и медицинские учреждения. После некоторой заминки раненые оставшимися медиками были обработаны, а главное – согреты.
Нужно отметить, что благодаря усилиям советских медиков, их героическому труду, как непосредственно на фронте, так и в тылу, в ходе войны 72,3% всех раненных было вылечено и возвращено в строй, чего не было ни в одной другой из воюющих армий…»
6 февраля 1996 года по инициативе городского совета ветеранов состоялось торжественное открытие мемориальной доски на фасаде здания узла связи (ул. Комсомольская 5), где в годы Великой Отечественной войны находилось одно из отделений эвакогоспиталя № 3349.
В братской могиле в переулке Героев захоронены 400 воинов, умерших от ран в губкинских госпиталях. Здесь 9 мая 1954 года по инициативе поселкового Совета во главе с Валентиной Ивановной Гончаровой, на средства жителей посёлка Губкин, был установлен первый в Губкине памятник, посвященный Великой Отечественной войне.