С рождения, с самого раннего детства начинает формироваться личность человека. В этом сложном процессе участвуют, прежде всего, родители, самые близкие люди, непосредственное социальное окружение. На развитие большинства детей в современном обществе огромное влияние оказывают педагоги. Это — воспитатели детских садов, школьные учителя. Благодаря этому маленький человек имеет все возможности для всестороннего гармоничного роста.
Но с каждым годом заботе о детях уделяется все больше внимания. Ведь многие из них нуждаются в дополнительной поддержке. Большую роль в этом играет Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В нашем округе его внимание уделяется как минимум полутора тысячам детей в возрасте от трех до 18 лет. Центр призван, прежде всего, способствовать их наибольшей социализации. Его деятельность определяют в основном специалисты-педагоги трех направлений: психологи, логопеды и дефектологи. Нередко эти сферы пересекаются, что требует от педагогов особой гибкости и внимания.
«Основное внимание уделяется работе с детьми непосредственно на базе центра, - отмечает заместитель начальника управления образования Ольга Альяных. - Опытные специалисты проводят специализированные занятия, позволяющие скорректировать развитие в психологическом, языковом и социальном направлениях. Также большой объем мероприятий проводится с родителями, чья роль в воспитании детей незаменима. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет в каких образовательных учреждениях, по какой методике им лучше заниматься. Эту функцию выполняет специальная комиссия. Наконец, важнейшей ролью Центра мы считаем методологическую помощь психологам, логопедам и дефектологам, работающим в образовательных учреждениях. Их в нашем округе насчитывается около трехсот».
Ольга Альяных обращает внимание на большой опыт работы коллектива Центра, на добрые традиции педагогического наставничества. С 2005 года Центр возглавляет Оксана Овсянникова, которая для многих губкинских учителей стала настоящим педагогом-наставником. Под ее руководством коллектив неоднократно становился победителем Всероссийских конкурсов, получал крупные Президентские гранты, направленные на улучшение материально-технической и методологической базы.
«Выбор своего будущего я сделала в непростые 90-е годы, - вспоминает Оксана Владимировна. - Мне хотелось помочь людям, поддержать их психологически, подарить веру и надежду. Так я получила две специальности педагога-психолога и психолога — преподавателя психологии. Интерес к учебе — это основа нашей работы. Наш коллектив достаточно молод и инициативен. Мы учимся сами, проводим обучающие семинары для педагогов и родителей, занимаемся с детьми».
Оксана Владимировна охотно называет своих коллег, которые участвуют в конкурсах, тем самым повышая свое профессиональное мастерство. Это — педагог-психолог Ольга Андреева, заместитель директора Центра педагог-психолог Елена Головацкая, учитель-дефектолог Светлана Пшеничная, учитель дефектолог Ирина Букина.
Нередко специалисты Центра обращаются за консультативной помощью в определении диагноза и программы обучения в крупные столичные университеты. Это еще больше расширяет круг их возможностей.
В округе есть специализированный детский сад компенсирующего вида с группами для детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра. В связи с необходимостью такие группы открываются и в других детских садах. Курировать их работу, помогать педагогам и родителям — это тоже забота Центра. Кроме того, Центр проводит психологические тренинги на крупных предприятиях, в государственных и медицинских учреждениях.
Нагрузка на небольшой коллектив из 11 человек очень большая. И на этом фоне приятно, что ряды пополняются молодыми специалистами, среди них - Анна Болгова, Татьяна Золотухина, Елена Луковкина, Татьяна Черных.
В том, что наш Центр неоднократно признавался лучшим среди коррекционных образовательных учреждений страны, есть заслуга как молодежи, так и ее наставников. В основе такой специфичной педагогической сферы деятельности лежит, прежде всего высокая культура коллектива. Она сказывается не только в хороших знаниях, стремлении к самообразованию и коммуникативной деятельности. Главное — это любовь к семье и детям. Каждый педагог стремится взять в союзники родителей. А для этого нужна крепкая и дружная семья. Конечно, помощь оказывается и одиноким родителям. Но сами педагоги подают удивительный пример уважения к семейным принципам. В коллективе все без исключения смогли не только создать семьи, но и сохранить их. Гордятся учителя и своими детьми.
Оксана Овсянникова рассказывает о своей дочери Екатерине, которая окончила Санкт-Петербургский университет им. Лесгафта и стала директором Благотворительного медицинского частного учреждения «Хоспис на дому» фонда «Вера». Те, кто соприкасаются по долгу службы, работы, по зову сердца с помощью к детям, нуждающимся в усиленной заботе, навсегда бывают связаны узами любви и дружбы. По этому пути идут и их дети. В этом - особый смысл учительства и наставничества, гуманизма и милосердия.