Про аутизм, а точнее — про расстройство аутистического спектра (сокращенно — РАС) в последнее время появляется много информации на телевидении, специальных сайтах и форумах в Интернете. Есть и в нашем городском округе семьи, которым пришлось столкнуться с аутизмом у ребенка и с проблемами, которые возникают по мере взросления. Без сомнений, для родителей детей с этим синдромом, жизнь разделяется на «до» и «после». Как воспитывать и развивать «особенного» ребенка, как готовить его ко взрослой жизни? Ответы на эти и многие другие вопросы по теме РАС знают педагоги, которые специализируются именно на таких детях.
Анастасия Тукачева — педагог-дефектолог детского № 2 «Ромашка» в преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма рассказала, о том, как готовят к школе детей с расстройством аутистического спектра. В этом году в «Ромашке» пять таких выпускников.
— В целом значительных отличий от общей программы нет. Подготовка к первому классу протекает так же, как и у нормотипичных детей. Мы помогаем осваивать такие же навыки, и единственное отличие — это время, которое необходимо уделять при освоении этих навыков. Его требуется в разы больше. Кроме того, для успешной адаптации к школьной программе, необходимо научить ребенка как минимум: сосредотачиваться на отдельных предметах и уметь использовать их по назначению, выполнять целенаправленные действия с предметами, концентрировать внимание на педагоге и участвовать в играх.
— Основной трудностью является освоение коммуникации, поэтому мы первостепенно стараемся проводить инклюзивные мероприятия с другими детьми, тем самым приучая их к совместным действиям.
— Часто у детей с расстройствами аутистического спектра даже простые отношения со сверстниками устанавливаются намного труднее, чем со взрослыми, а общение четко организовано в рамках урока и перемены. Так же на начальных этапах адаптации важным является не допустить возникновения конфликтов и закрепления негативных эмоциональных реакций у ребенка с РАС.
— Проводится тщательная работа с родителями. Мы рассказываем о том, как будет проходить обучение, с какими трудностями, вероятнее всего, придется столкнуться, и как с ними справляться. Мы понимаем, что легко не будет, поэтому стараемся дать максимум информации, чтобы дети могли более комфортно чувствовать себя в школе.
— Работая в сфере культуры, мне приходилось сталкиваться с детьми, у которых имеется расстройство аутистического спектра. Тогда я и поняла, что хочу и могу помогать ребятам. Трудность заключается в том, что все мои старания такие дети могут просто не увидеть, но в такие моменты понимаешь, что они нуждаются в твоей помощи больше, чем кто-либо другой. Главное, что может помочь таким детям — это наша любовь и доброта, понимание и толерантность. Важной задачей является привлечение внимания и просвещение общественности к проблеме людей с РАС. В настоящее время мы планируем реализовать проект по высадке «РАСпрекрасного сада», основной целью которого является донесение до жителей города важности принятия людей с расстройством аутистического спектра в обществе.