Есть в полиции особое подразделение. Без званий и оружия, но полноправно борющееся с преступностью. Сегодня в Губкинском ОМВД несут службу пять собак. У каждой из них свои задачи, свой график. Лабрадор Кайра и немецкая овчарка Карина по запаху легко находят наркотики и взрывчатые вещества, «немец» Бумер помогает в конвоировании задержанных, две бельгийские овчарки малинуа Радомир и Гранит несут патрульно-постовую службу. У каждой собаки свой кинолог, который отвечает за её здоровье, обучение и содержание.
Четвероногие «полицейские» гостей встречают радушно. Собаки дружелюбные и спокойные, и не подумаешь, что могут легко обезвредить преступника. Лишь Бумер недоверчиво присматривается, и не спешит подойти ближе, чтобы его погладили.
«Такой характер у него характер, – объясняет Виталий Мезенцев. – Строгий, может даже на хозяина поворчать. Он конвойный пес, потому такой грозный вид ему простителен».
«Бельгиец» Радомир совсем другой. Контактный, игривый и ласковый пёс, но это пока хозяин не дал ему команду защищать или преследовать. Тогда Радомир превращается в настоящего охотника, способного без труда догнать и обезвредить преступника. Патрульные собаки в основном ориентированы на поиск людей – скрывающихся злоумышленников или тех, кто пропал. За свои пять лет Радомир по запаху вещи не раз обнаруживал нужного человека.
«У нас рабочая смена длится 12 часов, у патрульных собак – восемь. А обученные искать наркотики или взрывчатку должны работать не более четырёх часов. Потом собаке нужно давать отдых», – объясняет Виталий.
За ним закреплена немецкая овчарка Карина, но сейчас у него в напарниках ещё и Радомир. На дежурство с полицейским хвостатые ходят по очереди. Обе собаки попали на службу в девятимесячном возрасте, не имея при этом никакой подготовки. Всему обучались вместе с наставниками в кинологическом центре в Белгороде.
Как признаются кинологи, обучение и дрессировка служебных собак – дело очень не простое. Сначала основной курс дрессировки, где изучают базовым командам: «сидеть», «лежать», «рядом», затем следует специальный курс. Собак учат искать наркотики, взрывчатку, людей, сопровождать задержанных, обезвреживать правонарушителей.
«Перед тем как осваивать команды, нужно определить, благодаря чему собака будет слушаться. Есть два вида собак: которые учат команды за лакомство, и те, кто – за любимую игрушку. Поэтому сначала щенку предлагают сразу игрушку и лакомство. К чему потянется он, значит, это и нужно использовать в воспитании», – пояснил Виталий Мезенцев.
А ещё важно сразу обозначить границы, показать, что хозяин – главный. Если собака не будет признавать авторитет хозяина, она не будет его слушаться. И, конечно, нельзя забывать о том, что даже самая обученная и воспитанная собака – животное со своими инстинктами.
«С хвостатым напарником нужно быть всё время внимательным, контролировать собаку на маршруте патрулирования, – предупреждает Виталий Мезенцев. – Полицейская собака считается специальным средством. Бывает, что правонарушитель своими действиями может провоцировать собаку. Например, будет резко размахивать руками, она воспримет это как попытку нападения и может укусить. Такого допустить нельзя».
Собачий век, увы, недолог. Как правило, после 10 лет полицейские собаки уже не могут в полной мере служить. Это пенсионный возраст для рабочих собак.
«Старичкам» ищут добрые руки, но долго искать не приходится. В основном собак-пенсионеров забирают к себе домой кинологи или другие полицейские.