2 апреля ежегодно с 2008 года проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Цель –привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни.
В числе самых известных акций – «Зажги синим», которая проводится с 2010 года. Она заключается в том, что 2 апреля во многих городах мира в 20.00 включается синяя или голубая подсветка известных зданий. Синий (голубой) цвет выбран в связи с тем, что в большинстве стран он ассоциируется с мальчиками (с девочками – розовый), а аутизм, по данным экспертов, выявляется у мальчиков примерно в пять раз чаще, чем у девочек (у одного из 42 мальчиков и одной из 189 девочек).
Как рассказала заведующий МАДОУ №29 «Золушка» Светлана Сикачева, более двух лет на базе детского сада функционирует ресурсная группа компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Сейчас группу посещают пять детей.
Важным моментом в построении процесса обучения детей с РАС стала организация развивающей предметно-пространственной среды. Педагогами дошкольного учреждения было модернизировано пространство группового помещения, приобретены игры и пособия.
В приобретении необходимого оборудования способствовали исполнительный директор БРОО «Мир без границ» Галина Колтун и исполнительный директор благотворительного фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина. В новом учебном году ресурсная группа получила необходимую профессиональную методическую литературу, технику и оборудование, сенсорно-динамический комплекс «Домашний Дом Совы». Спонсорскую помощь для проведения праздничных мероприятий для воспитанников оказывает магазин фейерверков (ИП Новиков Сергей Михайлович).
Педагоги адаптируют среду к особенностям и потребностям детей с РАС. Это и визуальное выделение рабочего места каждого ребенка (например, его фотографией), и создание комфортной сенсорной среды, и удаление из зоны видимости предметов, вызывающих у детей дезадаптивное поведение, и создание особого речевого режима на занятиях.
В своей работе сотрудники ресурсной группы компенсирующей направленности активно используют инновационные педагогические технологии для коррекции дефицитов развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Разработана система визуальных подсказок: схемы, алгоритмы, списки правил, позволяющие выполнять те или иные действия на занятиях и в бытовых ситуациях.
Командный принцип работы участников образовательного процесса обеспечивает возможность создания и реализации индивидуальной программы развития каждого ребенка. Коррекционная работа, построенная по этому принципу, зарекомендовала себя эффективной. С детьми занимаются воспитатели, психолог, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель. Обучение каждого ребенка проводится в сопровождении тьютора.
Главным в работе с детьми РАС является продуманная стратегия коррекционно-развивающей работы и последовательное ее воплощение на практике. Только при таком условии у ребенка с расстройством аутистического спектра будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью. Модель такого сопровождения детей с РАС будет совершенствоваться, уточняться и насыщаться собственными методическими разработками и формами коррекционной работы.