С начала учебного года в Центре внешкольной работы были открыты объединения для детей с аутизмом, помогающие им социализироваться в обществе. К таким учащимся нужен особый подход, который обеспечивают педагоги дополнительного образования.
Роль тьюторов на занятиях выполняют родители – так детям комфортнее познавать новое. Но если в начале обучения каждого ребенка сопровождали мама или папа, то теперь многие могут заниматься самостоятельно.
Десятилетний Тимофей Рыков увлечённо создаёт целые пейзажи песком на стекле. Это не мешает ему беседовать, причём рассуждает мальчик не по‑детски серьёзно и обоснованно. В центре он начал осваивать гончарное мастерство. Здесь ему спокойно и хорошо, появились новые друзья.
«До того, как открыли мастерские для детей с аутизмом в Центре внешкольной работы, мы большую часть времени находились дома. В кружках, где занимаются обычные дети, не очень рады нашему соседству, а здесь Тимофей в своей среде, педагоги знают об особенностях поведения таких детей. За время посещения центра сын стал более усидчивым, терпеливым, улучшилась моторика», – делится успехами сына Ирина Рыкова.
А Тимофей признался, что хоть и очень любит лепить из глины, но в будущем хотел бы связать свою жизнь с техникой.
Гончарная мастерская появилась при центре два года назад, благодаря победе в грантовом конкурсе «Металлоинвеста» «Сделаем вместе». А в прошлом году в сентябре здесь появились новые оборудованные мастерские: кулинарная, швейная, по изготовлению упаковочной продукции и работы на гончарных кругах.
«К сожалению, с каждым годом детей с аутизмом становится всё больше. Государство уделяет большое внимание этой проблеме, в детских садах открываются инклюзивные группы, в школах – специальные классы. Естественно, дополнительное образование не может быть в стороне, поэтому мы разработали проект «#МЫМЕНТАЛЬНЫЕ», направленный на социализацию детей с расстройством аутистического спектра», – рассказала директор Центра внешкольной работы Татьяна Коваленко.
Сейчас в учреждении занимаются 18 мальчишек и девчонок от 7 до 14 лет. Есть среди них такие, которые желают посещать сразу несколько мастерских. Родители попросили педагогов составить расписание таким образом, чтобы ребёнок мог посещать несколько занятий различной направленности. Ведь, кроме вышеназванных мастерских, в учреждении действуют объединения, где дети занимаются театральной деятельностью, ритмикой и получают физическое развитие.
В кулинарной мастерской «Дом белого кролика» ребята с таким интересом осваивают новые блюда под руководством педагога Наталии Нехвядович, что отвлечь их от процесса непросто. Шаг за шагом ребята готовят мороженое, а до этого пекли эклеры, бисквиты, запеканки. Миша Тютюрёв отвечает за чистую посуду, ведь у него уже отлично получается её мыть.
«Раньше он боялся огня, плиты, ножа, даже звуков приготовления еды. За месяцы занятий в мастерской Миша научился сам готовить простые блюда, конечно, под моим присмотром. Сейчас уже помогает мне варить кашу, жарим вместе с ним омлет. Детям с аутизмом противопоказан глютен, поэтому педагог Наталия Иосифовна подбирает все рецепты без этого компонента», – делится мама Миши Оксана Тютюрёва.
Салаты тут готовят по особой технологии – компоненты не перемешиваются, а укладываются слоями. Делается это потому, что аутисты часто не едят овощи, и если что‑то им не понравится в салате, просто убирают этот слой. Но, как раз благодаря кулинарным занятиям, многие из них впервые стали есть полезные и нужные овощи.
Как поделилась Наталия Нехвядович, с такими детьми работать интересно.
«К особенностям поведения быстро привыкаешь, и я радуюсь вместе с ними за каждый их маленький успех. Самое главное – дети начали готовить дома, а это важно для их будущего».
Почему в Центре выбрали именно такие профили дополнительного образования для детей с аутизмом? На самом деле, все они учитывают проблемы и потребности детей данной категории. Как рассказала Татьяна Коваленко, кулинария и швейное дело – это прежде всего, развитие социально-бытовых навыков, лепка из глины тренирует мелкую моторику пальцев рук, снимает напряжение, развивает творческое начало.
Все педагоги дополнительного образования прошли курсовую подготовку по работе с детьми с аутизмом. За опытом ездили в Воронежскую общественную организацию «АутМама», белгородскую – «Синяя птица», инклюзивные мастерские «Простые вещи» в Санкт-Петербург. Но самую большую поддержку оказывает тесное сотрудничество с Белгородской региональной общественной организацией помощи людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями «Мир без границ».
Благодаря совместной работе удается эффективнее выстраивать образовательный процесс, находить новые формы и методы работы.
Единственная трудность по мнению родителей – это не совсем удобное расположение центра. Ведь в бывшую школу № 4 на автобусе доехать из тех же Журавликов довольно проблематично. Как заверила Татьяна Коваленко, этот вопрос уже решается. А в этом году центр внешкольной работы приступает к реализации нового проекта под интересным названием «Синий кот», поддержанного в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве компании «Металлоинвест» и правительства Белгородской области. В учреждении будут открыто ещё несколько интересных и полезных объединений для особенных детей.