Последнее воскресенье накануне Великого поста называется Прощёным. Это потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения — настоятель храма с земным поклоном испрашивает прощения у прихожан, а те отвечают ему земным поклоном. Далее каждый подходит к настоятелю и испрашивает у него прощение.
В Прощёное воскресенье принято просить прощения не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами и везде, где уместно. «Прости меня, в чём согрешил пред тобою», – говорят православные христиане, в ответ слышат: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня». Отвечать следует также «Бог тебя простит, и я прощаю», после чего совершается троекратное христианское целование.
Как рассказали в Белгородской и Старооскольской епархии, этот обычай восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Чин прощения был распространён в монастырской жизни египетских монахов. Они должны были разойтись по одному по пустыне на все сорок дней Великого поста. Некоторым уже было не суждено вернуться — в ту пору монахи оказывались растерзаны дикими зверями или гибли в пустыне. Отправлясь в опасный путь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, почти как перед смертью, и сами прощали всех.
Эта традиция со временем перешла в богослужение всей Церкви. В России до революции существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных.
Впоследствии традиция просить прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.