«Я просто для себя решила, что если ребёнок оказывается передо мной в кабинете или в социальном учреждении, то понимаю, что в эту минуту ему могу помочь только я. Если ребёнок нуждается в помощи, понимании, значит, так сложились обстоятельства, поэтому я стараюсь помочь. Помочь не только тем ребятам, которые совершили какое‑то преступление, но и детям из малоимущих семей и просто тем, кому не с кем поделиться своими проблемами, переживаниями. Ведь случаи могут быть разными», – говорит Олеся Николаевна.
Каждый рейд для отдела по делам несовершеннолетних, в котором служат только женщины, – испытание. Обходят с проверкой семьи, где родители не могут и не хотят воспитывать своих детей и даже обеспечить им нормальные бытовые условия. Как признаётся Олеся Булгакова, смотреть на такое больно. Первое, что делают инспекторы, – бегут в магазин, покупают продукты для детей, кормят их, а уж после разбираются с горе-родителями.
«Бывает, что приходим с проверкой, а там ребёнок болен, а родители не в состоянии вызвать врача или отвезти в больницу. Берём на себя роль мамы и папы. Приходится и медосмотры с такими детьми проходить, и на прививки возить. Безнадзорных деток тоже к нам в подразделение привозят для выяснения обстоятельств. Пока оформляем документы, и накормим ребятню, и сладостями угостим».
В прошлом году сотрудники ОДН вместе с комиссией по делам несовершеннолетних выявили 13 детей в неблагополучных семьях. Девять из них отправились в социально-реабилитационный центр и четверо малышей до трёх лет – в детскую больницу.
Приход инспектора в такую семью – это как тёплое солнышко в окно заглянуло и согрело ребенка.
Наболевший вопрос для инспекторов ОДН сейчас – негативное влияние интернета на детей. По словам сотрудников полиции, через социальные сети на детей влияют и педофилы, и специальные группы, склоняющие подростков к суициду, могут втянуть в наркобизнес или игроманию. Найти преступников в таких случаях сложно, так как они могут находиться за десятки тысяч километров. В основном в онлайн-общение с сомнительными личностями втягиваются замкнутые дети, которым трудно наладить отношения с одноклассниками, родителями, педагогами.
«Когда дети не получают достаточной любви и заботы в своей семье, они ищут это в интернете. Страшно, когда родители видят, что поведение ребёнка изменилось, но не реагируют. Важно, чтобы мама и папа были своему ребёнку другом, выстраивали отношения на доверии и поддержке. Зачастую секреты доверяют друзьям, одноклассникам, но не родителям, а это неправильно. И обязательно нужен полный контроль за социальными сетями детей. Родители должны объяснить ребёнку, что они несут за него ответственность и должны контролировать. Мы добиваемся, чтобы родители нас услышали и стали более внимательными к своим детям. Родительский контроль поможет ребёнку не стать жертвой или участником преступления», – подчеркнула начальник ОДН.
Её приглашают в школы на родительские собрания, чтобы разъяснила права и обязанности родителей, детей, школы, рассказала об ответственности каждого из этой тройки.
«Это очень важно и ответственно, когда ты можешь чем‑то помочь ребенку. Ведь элементарно дети не всегда могут что‑то спросить у родителей, но могут узнать это у нас. Когда видишь, что даже маленькая и самая короткая беседа дает положительный результат, то это воодушевляет на дальнейшую работу», – считает Олеся Булгакова.