Летняя лингвистическая школа работала в этом году с 3 по 18 июня и, кроме непосредственно занятий английским языком, включала элементы STEAM-технологий. Что такого особенного в STEAM? Почему именно это направление необходимо было включать в программу лингвистической школы?
Главная цель, конечно, состояла в том, чтобы способствовать развитию у подростков мотивации к получению определенных знаний посредством английского языка и проектного обучения и практического применения их в дальнейшем.
В ходе занятий, а также во время выполнения ежедневных домашних (!) заданий ребята не только знакомились со STEAM-технологиями, но и совершенствовали такие важные навыки, как критическое мышление, креативность, а также коммуникация, сотрудничество и лидерство.
Занятия проводились на базе Губкинского филиала БГТУ им. В.Г. Шухова и Центра молодёжных инициатив. Участвовали 20 человек, в том числе двое из читательского клуба для 4–5 классов.
Были проведены занятия по 3D-моделированию (руководитель Ольга Слубских), по изучению окружающей среды и работе с фолдскопом (Светлана Довганюк), тренинг по развитию лидерских качеств (Оксана Казамацкая), практикум по работе с фотографиями (Анастасия Рукавицына).
Анастасия Рукавицына в каждую встречу с подростками включала элементы театрализации и обязательные практические задания. Например, тренинг по эмоциям был максимально практическим: участникам предстояло не только выразить эмоции согласно полученному заданию, но и запечатлеть их на камеру. Процесс обсуждения выполненного задания был не менее интересным и познавательным.
Ольга Слубских на своих занятиях учила ребят создавать с помощью 3D-ручки флаг России (занятие было посвящено Дню России), логотип летней школы (одно из традиционных заданий, которое в 2019 году было представлено в новой форме), символы, посвященные другим летним праздникам.
Двухчасовой тренинг по лидерству прошел так быстро, что его реальная продолжительность удивила участников. Это было не просто интересно! Оксана Казамацкая, с её умением проведения тренингов, стала открытием и для меня. Активными участниками интерактивного общения стали не только слушатели летней школы, но и специалисты Центра молодежных инициатив.
Практические занятия по английскому языку были организованы в формате TED-talks (расшифровка этой аббревиатуры звучит так – «Технология, Развлекательные проекты, Дизайн»). В таком же формате в течение учебного года были проведены отдельные занятия «Разговорного клуба» – одного из объединений Центра внешкольной работы.
Участники познакомились с темами «Социальное проектирование» и «Управление проектами» на английском языке. Навыки тайм-менеджмента продемонстрировали в рамках итоговых презентаций во время завершения работы летней лингвистической школы.
Игровые формы изучения лексики и грамматики подросткам предложила молодой и очень творческий педагог Елена Бардина, которая на один день стала основным преподавателем летней школы. Кстати, в свои школьные годы Елена также не один раз становилась участником летней школы изучения английского языка.
В то время, когда подростки под чутким руководством Елены Андреевны осваивали английскую грамматику с использованием игр и других полезных активностей, мне вместе с директором Центра внешкольной работы Татьяной Коваленко удалось принять участие в методическом семинаре, который проходил в детском лагере «Белогорье» (г. Старый Оскол), где в это время также проходила лингвистическая смена. Программа семинара предполагала посещение занятий, которые проводили американские преподаватели. В течение дня дети изучали математику, биологию, астрономию, овладевали информационными технологиями, учились работать с камерой, создавая отчеты о каждом дне в лагере.
Вспомнила о летнем лагере, который мы проводили с 2010 году, и американских специалистов, посетивших Губкин и организовавших для губкинских детей незабываемые мастер-классы по изучению английского языка через мейкерство (наряду с STEAM это слово сейчас активно используется, хотя и обозначает умение воплощать свои идеи в жизнь своими руками), фольклорную музыку, танцы. Но главное, конечно, сами участники и команда педагогов.
Команда имеет огромное значение. В нынешнем году мне также очень повезло с командой. Активная поддержка директора Центра внешкольной работы, практически хронологическое освещение мероприятий летней школы и участие в предлагаемых (иногда «безумных», таких, как утренняя зарядка) активностях специалистов Центра молодежных инициатив, творческие идеи педагогов, проводивших занятия. Да и сами участники!
Заключительное занятие в летней школе неожиданным образом оказалось открытым мероприятием, участниками которого стали не только дети, но и педагоги – учителя английского языка.
Этот день был полон сюрпризов. Один из них – интерактивная лекция о системе образования, страноведческий квиз, словарное лото от специалиста Информационного центра по вопросам обучения в США / EducationUSA Russia. Индира Мухамедова ответила на актуальные вопросы: в чем особенности системы образования в США, на что ориентироваться при выборе вуза и программы, виды экзаменов и их различия, а также способы подготовки. Подростки с огромным интересом слушали лекцию, участвовали в предлагаемых играх и викторинах, работали в командах, задавали вопросы и просто общались.
Летняя лингвистическая школа – одно из моих самых любимых занятий. Почему? Именно благодаря возможности работать с детьми и для детей, почувствовать себя чуть-чуть непоседливым подростком, которому интересно все, многое хочется успеть, попробовать, узнать. Полученный заряд энергии потом попытаться сохранить на целый год для профессионального и личного общения с коллегами.