Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, дождь
Белгород

На урок с Любовью. Географ Любовь Булгакова трижды вошла в число лучших педагогов России

22 сентября 2018, 08:31Общество
Фото: Вадим Москалёв

Среди её учеников студенты и преподаватели МГУ, Курского государственного университета, БелГУ, и специалисты, работающие в министерствах страны.

Географическая карта – лучшее место для мечты

Однажды, во время классного часа с девятиклассниками гимназии № 6 географ Любовь Булгакова проводила этическую разминку «Учимся говорить друг другу комплименты». «Волшебная» палочка передавалась учениками из рук в руки, они обменивались приятными словами, отмечая достоинства и высказывая добрые пожелания. От этого светлели лица, у всех было хорошее настроение. И вот очередь дошла до Ани Шутенко, которая неожиданно выдала:

«Хочу сказать комплимент вам, Любовь Михайловна. Я уважаю Вас за то, что Вы – не учитель!»

Все ребята рассмеялись, немного опешила и педагог, ведь, сколько себя помнит, она мечтала быть именно учителем. А девушка, ничуть не смутившись, добавила:

«Я в том смысле, что вы – Человек.»

С тех пор прошло немало лет. Сделавшая ей комплимент девочка сама теперь cтала учителем. Но Любовь Булгакова до сих пор помнит тот внеклассный урок, после которого она вновь и вновь возвращается к осмыслению сущности своей профессии. И это, несмотря на имидж одного из самых успешных учителей-новаторов Губкинского городского округа, десятки завоеванных её учениками наград во всесоюзных и областных конкурсах.

Самый-самый

Услышав от неё эту историю, я вдруг подумала о том, с какой же непростительной легкостью мы с вами обсуждаем учителей. Причем, делаем это все, даже те, кто в своей‑то работе никаких высот не добился. Спроси такого человека: почему лично он не сделал большой карьеры в бизнесе или не стал гениальным врачом, экономистом, популярным художником, в ответ всегда найдется причина извне — экономический кризис, плохая экология, провинциальность мышления ценителей и т. д. Чем серьёзней будут претензии к его профессионализму, тем больше экспрессии в ответных доводах. А вот учитель в восприятии каждого должен быть всегда самым-самым, без каких‑либо ссылок на условия и обстоятельства.

Это, конечно же, правильно – он должен быть профессионалом высокого уровня, потому что мы доверяем ему главную ценность – своих детей. Верно и то, что учитель как никто другой не ограничен в возможностях воспитания, ведь в его деле нет посредника: изо дня в день он обращен к ученикам лицом, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» в юных сердцах.

Выбор на всю жизнь

«Относительно нашей профессии одни считают, что педагогом надо родиться, другие — им можно только стать. Но разве те качества, которых ждут — эрудиция, интеллигентность, доброта, понимание детей, выдержка — только передаются по наследству? Далеко не каждый из нас представляет учителя во втором и третьем поколении. Поэтому «родиться учителем» лично для меня и означает осознанный выбор и готовность совершенствоваться всю свою жизнь», — так формулирует свою позицию Любовь Булгакова.

Единственным её выбором стал геофак Курского педагогического института. Она поступила в вуз при конкурсе 22 человека на одно место, имея в аттестате всего одну «четвёрку», остальные были «пятерки». А дальше с головой окунулась в интересную студенческую жизнь. С одной стороны это были лекции и занятия в кружках с именитыми преподавателями, с другой – увлекательная жизнь «на картошке» и субботниках, в стройотрядах, экспедициях и походах. Её одинаково увлекало то и другое. К тому же, в институте географы по праву считались самым поющим факультетом, что добавляло романтики в общение.

Теперь за плечами Любови Булгаковой 38 лет педагогического стажа в одной школе, сотни учеников, для которых она раскрыла увлекательный мир Земли. Среди них немало школьных учителей, а есть и преподаватели вузов страны – МГУ им. Ломоносова, Курского государственного университета, НИИ БелГУ, и специалисты, работающие в министерствах страны. Всех их она по‑домашнему просто называет «мои звёздочки».

«Что меня больше всего радует в работе? Удачный урок, улыбка ученика, которого я похвалила за прекрасно выполненную самостоятельную работу, ценную идею, а также теплое слово от выпускника. Меня не может не радовать и то, с каким энтузиазмом мои дети планируют наш очередной поход в заповедник или поездку в экспедицию, — признаётся Любовь Булгакова. А потом, немного задумавшись, добавляет: — А вот лень, безынициативность в них для меня страшнее всего. Ведь это с детства уродует характер, ограничивает образовательные возможности, закрывает перспективы.»

Географическая карта зовет

На встречу с Любовью Булгаковой я пришла именно тогда, когда у неё только начался урок в пятом классе. Через приоткрытую дверь было слышно, как она у географической карты делала пояснения:

«Видите, ребята, среди голубых просторов океанов лежат разноцветные «ломти» суши. Это материки, или континенты. Их шесть. Самый большой материк – Евразия, на нем расположено множество стран, живут разные народы, в том числе и мы с вами.»

Дальше шло визуальное знакомство с другими пятью материками, четырьмя океанами. Я видела, с каким интересом мальчишки и девчонки слушают своего учителя, и невольно завидовала им. Кто знает, в какое путешествие через год-два отправятся они вместе с учителем, пристрастившись к познанию природы родного края и страны. Наверняка, кто‑то из них в будущем пополнит и её личную «золотую коллекцию» учеников-единомышленников из объединения «Открытие».

С некоторыми из них я познакомилась, дожидаясь окончания урока географии у пятиклашек. И узнала много интересного.

Старшеклассницы Катя Красильникова, Алёна Болдырева и Кристина Малей рассказали о том, как вместе с Любовью Михайловной ездили в составе «десятки» самых активных географов гимназии №6 летом в международную экспедицию на Алтай. Жили в палатках, участвовали в открытых тематических уроках, делились опытом изучения лишайников.

Их сверстницы Арина Михайлова и Полина Щедрина поделились опытом успешной защиты перед студентами и преподавателями БелГУ своего проекта по геоморфологическим исследованиям рельефа Губкинского края. Казалось бы, что нового могли рассказать эти городские подростки о наших оврагах и эрозивных участках почвы? Ан, нет: уклон в работе был сделан как раз в сторону эффективного хозяйствования современного человека на родной земле, что в условиях соседства с двумя горнодобывающими предприятиями – ЛГОКом и комбинатом КМАруда – имеет особую актуальность. Так что аплодисменты в университетских стенах были адресованы и умным девчонкам, и их наставнику. Их совместная исследовательская работа в области не случайно заняла второе место.

Другой, еще более успешный проект подопечных Любови Булгаковой – исследовательская работа по раздельному сбору мусора, в котором идея осуществлена даже конструктивно – изготовлен макет экомашины, и ее вместе с теоретическим обоснованием на «бис» приняли в БГТУ им. Шухова, отдав юным авторам 1 место в областном конкурсе, посвященном новаторству в экологии.

Награды за призвание

Нет ничего удивительного в том, что дети удивляют взрослых своими успехами. Это результат обновления в стране, в обществе, в менталитете. Школьное образование тоже стало принципиально новым: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и ученики, родители и, конечно же, педагоги. Сегодня семья, школа и государство одинаково заинтересованы в том, чтобы развивать у детей стремление к творческому восприятию знаний, повышать мотивацию к практическому их применению. Появились и новые стимулы для учителей.

В 2005 году в стране был запущен национальный проект «Образование», по результатам реализации которого сильнейших педагогов страны стали награждать не только грамотами и дипломами, но и деньгами. Продолжилась традиция и в этом году: тысяча российских учителей по приказу министра образования получат грант в 200 тысяч рублей, в том числе 10 – белгородцев. И среди них — географ гимназии №6 Любовь Булгакова, отмеченная в рамках нацпроекта уже третий раз.

Одним из главных аргументов столь высокой оценки ее педагогического мастерства стало как раз то, что ученики Булгаковой неоднократно были победителями региональных и всесоюзных конкурсов и олимпиад. Ездит педагог со своими подопечными и в экологические экспедиции. Географическая карта России изучена ими во всех направлениях.

Сегодня карта, завтра – вся страна

«О чем я мечтаю? Чтобы из моих нынешних пятиклассников в будущем выросли такие же замечательные ученики, как мои любознательные и бесстрашные девчонки из объединения «Открытия». Чтобы на моих уроках географии выросли ещё несколько таких учеников, как нынешний выпускник Роман Лужков, показавший на ЕГЭ лучший результат по географии среди выпускников области и поступивший в МГУ. А еще мечтаю о новых увлекательных экспедициях, в которых, быть может, мы с детьми заедем дальше Алтая и Кавказа, где уже побывали,» — рассуждает Любовь Булгакова.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 09:38
Вячеслав Гладков рассказал о реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы»
Материал
ОбществоВчера, 16:31
Вячеслав Гладков рассказал о 160 тыс. получивших медпомощь в «Поездах здоровья» жителях региона
Материал
ОбществоВчера, 10:40
Вячеслав Гладков: 40 начинающих фермеров получили гранты в рамках конкурса «Агростартап»