В ответ последовал монолог о первопроходцах-казаках, благодаря которым Русь прирастала землями. Поход Ермака открыл для русского мира простор Сибири. Василий Поярков и Ерофей Хабаров вышли уже к Амуру. Тихого океана первым достиг Семен Дежнёв. Владимир Атласов увидел и описал Камчатку.
После этих открытий русские поселения начали появляться на ранее необжитых территориях. Николай Михайлович объяснил на примере нашего региона. Что ни старинный город по Белгородской области, то основан он служивыми людьми – стрельцами, пушкарями, казаками. Это отражено в городских гербах – где‑то в гербе соха с пищалью, где‑то пушка с пушечными ядрами.
Линия крепостей когда‑то тянулась вдоль Дикого поля, защищая Москву от тех, кто искал на Руси поживу. Пешие стрельцы и пушкари обычно службу свою несли за крепостной стеной. Конные дозоры казаков перемещались по лесостепи как разведчики при границе.
В отрыве от крепости казаки надеялись только на себя и на своих коней. Это формировало характеры, отношения. Уход в автономный рейд возлагал ответственность на возглавлявшего отряд, требовал дисциплины и универсальных действий от всех, входивших в его состав.
Подробно на этом остановившись, губкинский краевед предложил продолжить рассмотрение темы в стенах музея Осколецкого казачества.
…Экскурсия с мелочи началась. Но такой, которая дорогого стоит – в смысле значения для истории. Вот две копейки, одна копейка. Дата изготовления – 1812 год! Монетами, может, владели те, кто отправился из наших мест на войну с Наполеоном. В Отечественную войну 1812 года наши земляки бились под Бородино, потом заставили французов отступать. В составе своих полков достигли они Парижа.
На стенде – казачья шашка. Не казаку ли 1-й Конной армии, что рождалась на Белгородчине, она служила? Есть в зале и станковый пулемёт. Между прочим, и пулемёт бывал оружием казака при определённых обстоятельствах.
Отец Николая Михайловича, Михаил Матвеевич Ерёмин, служил пулеметчиком в 322-й казачьей дивизии 4-й Ударной армии. Хотел он конец Великой Отечественной войны встретить в самой Германии. Не позволило тяжёлое ранение, полученное при освобождении Прибалтики. Комиссовали его из армии. На родине, в Курской области, он работа директором ДК. Из Дома культуры часто неслось по улицам, особенно. когда День Победы отмечали: «Едут, едут по Берлину наши казаки!»
По ходу экскурсии выясняется, что не только от отца у Николая Ерёмина такой интерес к судьбам и традициям казачества. По окончании вуза по распределению попал он на Северный Кавказ. А там казачество – образ жизни в нескольких поколениях. Молодой учитель присмотрелся к порядкам, что в станице почитаемы, и изъявил желание поверстаться в терские казаки. Сейчас он полковник казачьих войск.
С четверть века тому назад переселился Николай Ерёмин в Губкин. Поменял стиль жизни, но не отказался от представлений, усвоенных на Тереке. И это вполне понятно, поскольку во многом схожи традиции казаков терских, донских, кубанских, уральских и уссурийских. В музее Осколецкого казачества есть специальный раздел о традициях казачества в областях и краях России. Нацелены те традиции на крепкий семейный лад, на достойное поведение за пределом семьи и дома. Казаку не то, что грубое слово сказать нельзя матери и отцу, неприветливый взгляд в их сторону нельзя кинуть. Или отношения со старшими. Пока старший не разрешит, казак не должен при нём садиться. А закурить тем более нельзя, пока старший не предложил. Обогнать старика на улице, не испросив на это дозволения у него, – серьёзное нарушение.
Сдержанность, дисциплина, проявление заботы о товарищах, готовность придти на помощь тем, кто в ней нуждается, – качества, которые должны быть у каждого казака. «Разве это плохо?» – пытал меня Николай Михайлович. При этом сам отлично понимал, что спорить тут просто не о чем.
Любопытно, как много нового можно узнать, затронув всего лишь несколько эпизодов отечественной истории. А сколько можно ещё открыть с помощью её пропагандистов – таких, как Ерёмин? Отечественная история столь же необъятна, как и сама страна. Николай Михайлович готов увлечённо повествовать, начиная со свершений, относящихся к самой глубокой древности, и завершая текущим днём.
Кстати, музей, который даёт наглядное преставление о буднях Осколецкого казачества, далеко не первый на счету Николая Михайловича Ерёмина. Более полувека его стаж работы с молодёжью (учитель, директор школы, педагог дополнительного образования). Важнее всего для него, как определяет сам историк-краевед, – множить число людей, не только знающих российскую историю, но и способных внести в неё дела, о которых потомки будут вспоминать с искренним уважением.