Бодрый и умелый
Бодрые «па» агрегат выписывает благодаря нажатию всего пары кнопок. Используя внешний пульт и планшет системы позиционирования, машинист перемещает многотонную машину в нужное место и выравнивает буровую штангу с долотом точно по центру будущей скважины.
Приобретение буровзрывного управления компактнее предшественников. Его планируют использовать на сложных участках.
«Новый станок станет одним из главных помощников в разработке северного борта карьера: площадки здесь узкие, более габаритные единицы техники просто не пройдут, — поясняет начальник бурового участка Александр Золотых. — Улучшенная мачта с возможностью наклона до 30 градусов позволяет бурить как прямые, так и наклонные скважины до 40 метров. Пока такая глубина нам не требуется. Но в перспективе, если будут менять принцип разработки карьера, эта функция пригодится».
Не кабина — комната!
Позиционирование на скважину машинисты проводят снаружи, а процессом бурения руководят уже изнутри установки. За смену производят примерно пять-семь 17-метровых скважин в зависимости от крепости пород. В мягких породах на бурение одной скважины уходит 20-30 минут, а вот в твёрдых — три-четыре часа.
Бригадир машинистов Артур Сердюцкий при первом знакомстве с модернизированным СБШ-250 сразу оценил комфорт. По сути, на период смены в его распоряжении — маленькая комната с грамотным расположением рабочего места, кондиционером, отоплением и дополнительным утеплением, холодильником, микроволновкой, ящиками для вещей.
«Главный козырь — антивибрационное кресло на пневмоподушке. Что особенно порадовало — основные элементы управления перенесли на кресло, по обе стороны от подлокотников. Это гораздо удобнее, чем постоянно тянуться вперёд или вбок к приборной панели, как раньше. Для спины большое облегчение», — делится впечатлениями Сердюцкий.
Также бригада отметила улучшенные видеонаблюдение и освещение.
Кстати
Для перемещения и установки буровых штанг используют штанговоз, который предоставляет автотракторное управление. Специализированный комплекс на базе БелАЗа оснащён крано-манипуляторной установкой (КМУ).
«Благодаря этой спецтехнике замена комплекта из трёх штанг занимает не больше часа. Без неё нам приходилось заказывать два агрегата — кран и трал на базе БелАЗа. Второй из них — громоздкий: чтобы провести его на буровые площадки, нужно готовить подъездной путь. Это увеличивает простой бурстанка. Со штанговозом мы таких проблем не знаем», — отмечает начальник бурового участка БВУ Александр Золотых.
Во время недавнего капремонта специалисты восстановили несколько узлов машины, включая самый главный – крано-манипуляторную установку (её заменили на новую). Теперь обновлённый штанговоз снова помогает буровикам.
Цифры
4-5 километров скважин в месяц легко могут производить специалисты буровзрывного управления на новых агрегатах СБШ-250. Ранее порог выработки не превышал 4 километра. 16 буровых станков различного типа и производительности включает парк техники буровзрывного управления.
Андрей Монаков, начальник буровзрывного управления Лебединского ГОКа:
«Каждый новый агрегат — это повышение производительности. Но не меньше внимания мы уделяем поддержанию имеющейся техники: проводим плановые ремонты и техобслуживание».