Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
83.61
+0.00$
97.68
+0.00
+10 °С, ясно
Белгород

Взять металл и отсечь всё лишнее. Почему так похожи профессии токаря и скульптора

Вчера, 00:30ЭкономикаФото: Александр Белашов

В отличие от мраморных статуй, работы токаря не выставляют в музее. Но и в них есть своя эстетика.

Возьмём деталь — всего несколько сантиметров в диаметре. Помимо симметричного расположения частей, она удивляет тонкостью нанесённой резьбы, у которой шаг между витками может быть меньше миллиметра! Порой такая резьба — не одна. Есть ещё канавки, скосы, пазы... Так что правильно выточенная деталь — тоже отчасти произведение искусства. А токарь — скульптор, раскрывающий сущность металла.

«Как говорили знаменитые мастера: «Я взял мрамор и отсёк всё лишнее». Так же и мы: выбираем заготовку — и потихоньку придаём форму, заданную чертежом», — рассказывает токарь управления по производству запасных частей Лебединского ГОКа Игорь Супренков.

В деле обработки металла Супренков — мэтр. За плечами — больше 30 лет работы за станком и десятки тысяч созданных деталей.

От классики до «нестандарта»

Юный Игорь не думал становиться токарем. Осваивать профессию подбил друг. Вместе поступили в училище, но по иронии судьбы товарищ отсеялся ещё на первых курсах, а прилежный Супренков — остался.

Сегодня он один из лучших специалистов Лебединского ГОКа. В управлении по производству запасных частей изготавливает преимущественно небольшие детали для оборудования — от 2 до 260 миллиметров в диаметре. От крошечных шпилек и заклёпок до шестерней и фланцев. Многие конфигурации Супренков помнит наизусть и может обходиться без чертежа. Любит нестандартные задачки.

«Однажды пришёл заказ на изготовление штока для газового оборудования завода ГБЖ. Сложность в том, что диаметр у него всего шесть миллиметров. А вот длина должна была быть 20 сантиметров. Пришлось основательно перенастраивать станок, чтобы выполнить такую тонкую работу, — поясняет токарь. — Бывает, приходит задание подогнать друг под друга разные детали, но нет чёткой схемы. Тогда подключаю опыт, интуицию и воображение. Такие моменты особенно интересные».
Фото: Александр Белашов

Железный друг

Как для скульптора важны долото и скарпель, так и токарю для качественной работы нужны хорошие инструменты — резцы, свёрла и, конечно, станок. Со станком у Игоря Супренкова особая история. Они практически одновременно «устроились работать» на комбинат: он — в 1992 году, а агрегат — в 1994-м. Спустя время, когда механосборочный цех переезжал с борта карьера на нынешнюю площадку, Супренков переживал, чтобы с его стальным товарищем ничего не случилось.

«Помогал демонтировать, перевозить. Потом следил, чтобы установили на новом месте в соответствии с моим ростом — иначе было бы неудобно работать. Настраивал сам, — рассказывает он. — Для меня станок уже как друг: столько лет с ним трудимся бок о бок».

Токарь о товарище заботится: регулярно проверяет состояние приводов и ремней, смазывает движущиеся механизмы. Обязательная процедура — убрать остатки металлической стружки после смены. Всё это продлевает агрегату жизнь. А он в свою очередь откликается на заботу: хотя уже далеко не молод, с вытачиванием деталей помогает отлично.

Учись всегда

Игорь Супренков не раз участвовал в конкурсах профмастерства среди токарей, занимая призовые места. В 2018 году получил звание «Лучший по профессии», а в 2019-м стал «Человеком года Металлоинвест». Среди наград — Почётная грамота Минпромторга России.

Токарь обучил несколько десятков коллег в подразделении. Внедрил идеи, которые помогли упростить работу: например, изготовил специальные оправы, чтобы закреплять резцы на станке и некоторые операции по обработке заготовок выполнять уже не вручную.

«Чтобы стать хорошим токарем, нужно поработать минимум пять лет. А чтобы стать отличным — в пять раз больше. И постоянно практиковаться. Не бояться сломать резец или испортить заготовку. Только путём проб и анализа ошибок можно стать профессионалом. И, конечно, надо стремиться выполнить работу качественно. Это вопрос уважения и к себе, и к заказчику», — подчеркнул Игорь Супренков.

На вопрос: «А есть детали, которые вы не можете сделать?» ответил:

«Мне такие не попадались, — улыбается Супренков. — Но в нашем деле невозможно знать всё. Скажем, когда построили ГБЖ, к нам приходили заказы на производство запчастей по импортным чертежам. Там все параметры были указаны не в привычных миллиметрах, а в дюймах — пришлось подстраиваться. Так что в токарном деле учиться нужно всегда!»
Фото: Александр Белашов

Дома меня ждут

Работа токаря физически сложна: практически всё время он проводит на ногах, у станка.

«Даже после трудной смены чувствую радость. Отчасти потому что все задачки удалось выполнить. Но, в первую очередь, предвкушаю возвращение домой, к любимой супруге Ольге. Благодаря ей у нас всегда красиво, уютно, спокойно и ждёт вкусный ужин. Жена — моя поддержка и вдохновение, — рассказывает Игорь Супренков. — Любим вместе делать что-то интересное. Например, готовим новые блюда. Или путешествуем: побывали уже во многих городах страны».
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:48
Губернатор Вячеслав Гладков – о подключение социальных объектов к отоплению
Материал
Общество27 сентября , 16:00
Вячеслав Гладков: Белгородский Центр медицины катастроф отмечен федеральной наградой
Материал
Общество25 сентября , 10:15
Вячеслав Гладков сообщил о продолжении поддержки жителей бесплатными лекарствами