При выборе профессии Дмитрий искал золотую середину:
«Работать постоянно в кабинете — перспектива скучная, стать механиком и целыми днями гайки крутить — тоже не по мне. Хотел чего-то связанного с математикой, проектированием. Остановился на геодезии: она как раз посередине между работой в «поле» и за компьютером».
Дмитрий окончил Старооскольский геологоразведочный техникум по специальности «прикладная геодезия». Но в ходе стажировки в управлении капитального строительства и ремонтов зданий и сооружений на Лебединском ГОКе понял: этого образования недостаточно. Поступил в МИСиС. Изучил основы промышленно-гражданского строительства. Практический опыт получал уже на комбинате. Вот что он рассказывает о своей профессии.
Кто такой геодезист? Если говорить простым языком, то это специалист, который проводит изучение и измерение рельефа местности или состояния строительного объекта для составления точного плана и описания. Моя специализация — проведение изысканий для проектировщиков и геодезический контроль за строительством объектов.
Допустим, комбинат планирует строить новый производственный объект. Определили место — и первыми на эту площадку выходят геодезисты. Их задача — изучить местность: есть ли на поверхности земли ямы или возвышения, деревья, водоёмы, другие природные или созданные человеком объекты? Всё измеряем в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Затем результаты съёмки переносим в компьютер и отрисовываем подробный план. Результат отправляем в проектный институт, где формируют генплан строительства. И опять выходим в «поле» — для разбивки осей строящихся объектов: зданий, дорог, коммуникаций и линий электропередач. Когда начинается стройка, мы на площадке: контролируем, чтобы строители не отклонялись от заданных проектом параметров.
Есть и другие задачи. Например, проводим измерение геометрических параметров при ремонтах и установке нового оборудования. Даже отклонение в миллиметр может привести к его поломке. Следим и за деформацией зданий и сооружений с течением времени.
В нашей работе точность крайне важна. К примеру, если что-то неправильно посчитаем по фундаменту, то у строителей потом металлоконструкции или конвейеры вместе не сойдутся. Это уже не казус, а катастрофа: представьте, сколько времени, усилий и денег уйдёт на демонтаж и переустановку!
Поэтому действуем по принципу «измеряй, но проверяй», особенно если параметр точности составляет несколько миллиметров. Всегда проводим несколько измерений одной и той же точки. При подготовке геодезического обоснования для строительства комплекса циклично-поточной технологии для достижения высокой точности каждую позицию снимали даже не по шесть раз, а по двенадцать. На работу ушёл месяц. Наш руководитель отмечал, что в таком деле спешки быть не должно. Критические ошибки, допущенные во время геодезических работ, могут проявиться уже практически на этапе готовности объекта. Думаю, не надо объяснять, чем это чревато.
Чтобы исключить погрешность, мы часто используем сразу два-три прибора. Если число поставленных задач позволяет, то выходим в поле по двое — проверяем измерения друг друга. Помните принцип «одна голова хорошо, а две — лучше»? Он работает!
Овраги и холмы на местности — это меньшие из препятствий в работе. Есть такие тонкости, о которых знают только геодезисты. Например, делая замеры для того же комплекса ЦПТ, мы учитывали, что на поверхности карьера давление составляет 740 мм рт. ст., а на нижних ярусах — 770. Это уже погрешность в полтора сантиметра! Кроме того, влияют облачность, осадки, ветер, температура… Даже от места установки приборов многое зависит.
Избегать ошибок помогают опыт и оборудование: мы работаем с самыми современными моделями нивелиров и тахеометров. Если нужно заснять точку на расстоянии ста и больше метров, они могут отсчитать его сами. Теперь нам не надо придумывать, как сделать это стальной рулеткой длиной в 30 метров. Это экономия времени и, конечно, повышение точности.
Профессия геодезиста — не из лёгких: работаем в мороз, дождь и жару, в смену проходим в среднем по 13-15 тысяч шагов, носим с собой приборы. Но мне это нравится: с выполнением каждой задачи становлюсь крепче физически и расту как профессионал.
Первые правила проведения полевых съёмок территории появились в Древнем Египте: подробная инструкция для геодезистов описана в папирусе, которому почти 3 800 лет.
Термин «геодезия» впервые упоминает Аристотель. В сочинении «Метафизика» античный философ обозначил его не просто как межевание земель, но как искусство измерения.
Упоминания о первых геодезических исследованиях в России относят к времени правления Ивана Грозного: в 1552 году царь приказал составить «чертёж всему Московскому государству». Землемеры управились только к началу следующего века. Это была карта, построенная по основным дорогам того времени. Она охватывала территории с севера на юг от Ледовитого океана до Чёрного моря, с запада на восток от Финского залива почти до восточного склона Уральских гор. Названий, относившихся к европейской части России (без сёл и деревень), насчитывалось около 1 340, в том числе 880 рек, 400 городов и около 70 озёр.
Карты, схожие с современными, начали составлять при Петре I. В 1701 году по его указу в стране создали первую астрономическую обсерваторию и Школу математических и навигационных наук, в которой готовили специалистов в сферах математики, астрономии, геодезии и географии.