Подвижное кресло, рычаги и кнопки имитируют обстановку внутри машины, а рабочая ситуация — погрузка руды — разворачивается в виртуальной реальности.
Это похоже на увлекательную игру, но, по мнению машиниста экскаватора рудоуправления Олега Белоусова, не идёт ни в какое сравнение с ощущением, когда впервые садишься в кабину настоящего экскаватора. Его знакомство со «стальным землекопом» состоялось ещё на втором курсе профтехучилища, когда вместе с однокурсниками он приехал на Лебединский ГОК на практические занятия. Ребята не только смотрели, как наставники принимают и выгружают окатыши и концентрат, но и могли сами «порулить», чтобы привыкнуть к габаритам и освоить управление. Тогда у Олега появилось ощущение полного единения с машиной. И осталось навсегда.
Спешить не торопясь
«Какой мальчишка в 16 лет может сделать осознанный выбор? — усмехается Белоусов. — После школы подумывал выучиться на буровика, но с подачи двоюродного брата поменял планы и пошёл в машинисты экскаватора. Решил, что бок о бок полегче будет и повеселей. Но всё же мы разминулись: он — в карьер, я — на отвалы».
Здесь Олег Белоусов выгружал из вагонов на оборудованные склады «пустую» породу — скальную вскрышу. Через некоторое время ушёл в армию, после службы вернулся на комбинат, осваивал специальности слесаря и дробильщика на новом участке рудоуправления — по переработке минерального сырья. Затем снова перешёл на уже знакомые отвалы.
Нынешнее место работы — перегрузочные площадки третьего участка подразделения. Сюда многотонные БелАЗы привозят добытую в забоях карьера руду. Экскаваторы грузят сырьё в железнодорожные составы. По подсчётам Белоусова, в среднем за смену удаётся наполнить и отправить 10 «вертушек» — тяговых агрегатов с десятью думпкарами. Итого 100 вагонов! На полную загрузку каждого из них дают не больше четырёх минут.
«Но есть одна важная деталь: надо спешить не торопясь. За расчётное время выходить нельзя. Но и грузить как попало — тоже. Спешка приводит к неаккуратности: можно задеть борта думпкара и повредить их или ковш, а ещё много горной массы просыпается на пути. В итоге берёшь в руки лопату и идёшь расчищать рельсы. А это — лишние усилия и потерянное время. Так что надо работать спокойно, без нервов. Здесь как с вождением авто: первые дни за рулём страшновато, но, если ездишь постоянно, чувствуешь себя увереннее», — добавляет Белоусов.
Включаем голову
Думаете, машинист экскаватора — сидячая работа? Ошибаетесь. Олег Белоусов, вместе с помощником не только периодически очищает железнодорожные пути от просыпи, но и проводит часть техобслуживания экскаватора. Проверяют электрооборудование, основные узлы. Зубья ковша и подъёмные канаты меняют без участия ремонтных бригад.
«Конечно, используем спецтехнику, потому что каждый зуб весит порядка 150 килограммов, а канаты ещё тяжелее. Но если её под рукой нет, новые зубья на ковш ставим сами с помощью ломов. В эти моменты я всегда вспоминаю слова первых наставников: «Хочешь меньше лопатой махать — включай голову!». Это значит не отлынивать или делать спустя рукава, а находить способы улучшений», — поясняет Олег.
Рационализаторская жилка выручает. Например, Белоусов придумал, как облегчить и ускорить замену подъёмных канатов. Поскольку тросы тяжёлые, чтобы намотать их на барабан, горняки используют вспомогательную лебёдку. Но главная «катушка» находится в машинном отделении и закрыта со всех сторон, поэтому для облегчения закрепления концов новых канатов на барабане (запрессовки) и последующей намотки Белоусов предложил прорезать два люка в корпусе машинного отделения. Завод-изготовитель техническое решение одобрил.
«Это человек с золотыми руками и инженерным складом ума. Идеи улучшений предлагает уже не один десяток лет, а с появлением «Фабрики идей» выдаёт по две-три инициативы в месяц. Они упрощают нам жизнь. Взять, к примеру, монтаж осветительных мачт на перегрузочных секторах или упрощённую схему перестановки оповещающих знаков в рабочей зоне»,— отмечает начальник участка № 3 РУ Владимир Мартышов.
По итогам 2021 года руководство компании присвоило Олегу Белоусову почётное звание «Человек года МЕТАЛЛОИНВЕСТ».