Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:00, 10 августа 2019
 Евгений Прасолов 406

Две стороны одной медали. Супруги Черновы — о жизни, о труде, о любви

Две стороны одной медали. Супруги Черновы — о жизни, о труде, о любвиФото: Архив семьи Черновых
  • Евгений Прасолов
  • Статья

История молодых специалистов, которые переехали в Губкин в 60-х, ходили на работу пешком и высаживали фруктовые деревья на улице Мира.

Всякий раз, когда заходит речь о городе Губкине, о его истоках, наши взоры тут же обращаются к Комбинату КМАруда, к его людям, бывшим и нынешним. В благодарной памяти губкинцев хранится немало известных имён. Среди них и Кислов, и Шумейко, и шахтёры из бригады Малыгина, отбившие первые куски руды на КМА, и, более поздние, Чистников, Евстратов… Перечислять можно долго. Они, как звёздочки на небосклоне комбинатовских дел и свершений, – загораются и долго потом ещё светят идущим за ними…

Недавно пришлось познакомиться с супружеской четой Черновых – Ларисой Алексеевной и Львом Николаевичем. Ветераны Комбината КМАруда. В Губкин прибыли в 1960-м как молодые специалисты по окончании и по направлению Тульского горного института. У обоих запись в дипломах: горный инженер-электромеханик. Сразу были направлены на Южно-Коробковский рудник, открытый на Комбинате КМАруда всего лишь годом ранее. Льва Николаевича поначалу определили подземным слесарем 5-го разряда, Ларису Алексеевну – машинистом компрессорной станции.

Поселили их по разным общежитиям, потом, правда, дали одну комнату в двухкомнатной квартире на улице Мира, 17. Жильцы, выехавшие из этой квартиры, предложили новосёлам купить у них недорого подержанные кровать и маленький холодильник «Саратов», чему те были несказанно рады. Так началась их новая жизнь. На работу и с работы ходили пешком, что в те годы было в порядке вещей. Улица Мира была отстроена только лишь с одной стороны, так что уже осенью новопоселенцы активно участвовали в посадке на улице фруктовых деревьев.

До конца года Лев Николаевич ещё продолжал работать электрослесарем в электровозном депо по ремонту шахтных электровозов. Но уже в январе 1961 года его определили на ответственную должность механика подъёмов шахты «Южные Коробки» по твёрдому настоянию начальника шахты М.Е. Докса, разглядевшего в молодом специалисте ответственного и грамотного работника. Участок и впрямь был сложный. Под надзором молодого механика находились два подъёма – на третьем, скиповом, стволе с клетьевым отделением, и на четвёртом, грузолюдском. Это были самые тяжёлые месяцы работы. Многого не хватало, а то и вообще не было. Не было, в частности, даже схем электрических подъёмов, не было керосинорезов, металл до 15 миллиметров толщиной рубили вручную кузнечными зубилами.

Как раз в то время в Белгородской области был организован Курско-Белгородский округ по надзору за охраной труда на горных предприятиях. Главным инженером там был Василий Кислов, бывший первый директор Комбината КМАруда. И когда он приехал с группой сотрудников инспектировать шахту «Южные Коробки», то первым делом спросил:

«А где тут туляки, которых я направил к вам на работу?»

До сих пор Лев Николаевич с большой благодарностью вспоминает ту встречу и те ценные указания и предписания, которые Василий Михайлович после обстоятельной беседы и осмотра подъёмов оставил молодому коллеге-шахтёру.

Наведывался Василий Михайлович на своё родное предприятие не однажды, но проверять работу подъёмов уже в третий свой приезд отказался, сказав при этом, что там ему делать больше нечего, там всё в порядке. Такая лестная оценка работе молодого механика дорогого стоила. С большой теплотой вспоминает теперь Лев Николаевич и всё бывшее руководство своей родной шахты, которое очень много сделало для того, чтобы шахта прочно стала на обе ноги. 

«Только слаженный коллектив единомышленников был способен выполнять такие сложные задачи», – с гордостью говорит ветеран. – Комбинат КМАруда в те годы гремел на весь Советский Союз. Недаром в 1972 году ему было присвоено имя 50-летия СССР».

В частности, за время работы Л.Н. Чернова механиком на шахте были внедрены скипы с донной разгрузкой, новые прицепные устройства скипов, другие новшества. Была полностью автоматизирована скиповая машина. И не было за это время допущено ни одной аварии на подъёмных машинах. Как следствие, уже в сентябре 1968 года Чернов был назначен на должность исполняющего обязанности главного инженера дробильно-сортировочной фабрики. Здесь тоже не обошлось без его рационализаторской мысли. При нём были внедрены тяжёлые грохота, увеличены скорости транспортерных лент и решена проблема их вулканизации, была построена нитка вывода доменной руды со второй очереди фабрики.

После передачи фабрики и её коллектива в подчинение Лебединскому ГОКу (конец 1977 г.) Чернов остался верен родному предприятию. Вместе с Комбинатом КМАруда он переживал и бестолковые «перестроечные» годы, и начало «лихих 90-х». Не вдаваясь здесь в перипетии судьбы нашего героя, скажу лишь, что оказался он, по настоянию своего руководства и не без участия городских властей, на должности главного энергетика Губкинского хлебозавода (в плане оказания последнему помощи и укомплектования его грамотными кадрами). И все последующие восемь лет работы хлебозавод бесперебойно снабжал хлебом город, в чём была немалая заслуга главного энергетика. И даже по истечении этого срока, уже снова работая на комбинате, Лев Николаевич продолжал консультировать своего оставшегося на заводе преемника в случае возникновения там каких‑либо аварийных ситуаций. Сам же все последние годы работал электромонтёром в электрослужбе Комбината КМАруда – до 2004 года. Там его тоже ещё помнят по его творческому наследию (самоходная тележка, механические ворота, электропечи для обжига обмоток статоров электро­двигателей и многое другое). Не зря же его там прозвали «ходячей энциклопедией»! 

Две стороны одной медали. Супруги Черновы — о жизни, о труде, о любви - Изображение Фото: Архив семьи Черновых

К слову сказать, это они с Георгием Андриановичем Захаровым организовали когда‑то в нашем городе Клуб любителей зимнего плавания «Самокал», и сам Лев Николаевич занимался зимним плаванием более 20 лет. А сейчас, в свои 82 года, он мечтает создать в нашем городе общими усилиями большую парковую зону, не хуже, чем в его родной Туле, в насаждении которой, по его словам, он активно участвовал, учась ещё в школе. Говорит, что даже обращался с этим вопросам в различные городские инстанции.

Переключая внимание читателя на вторую половину нашей «двойной звезды», то есть на Ларису Алексеевну, скажу лишь, что, поработав по приезде в город Губкин машинистом компрессорной станции шахты «Южные Коробки», она уже через год была назначена инженером отдела главного механика. Затем занимала должности инженера-механика в отделе главного механика управления комбината (которым командовал тогда Н.И. Бибиков), и, наконец, – старшего инженера этого же отдела. А если сюда прибавить рождение двух дочерей, а потом ещё появление внука и двух внучек, то, думается, вряд ли карьерный рост жены стоит рассматривать в чём‑то уступающим мужниному.

Родина не забывала награждать чету за их труд. Это – благодарности, грамоты, знаки «Победитель соцсоревнования», медаль «Ветеран труда», знак «Шахтёрская слава», авторские вознаграждения.

В настоящее время они живут вдвоём. Но есть кого ожидать в гости и приберегать гостинцы – у них уже имеются два правнука и правнучка!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×