Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — потолки
15:43, 11 апреля 2019

Губкинские священники и медики рассказали о лечении болезней телесных и духовных немощей

Губкинские священники и медики рассказали о лечении болезней телесных и духовных немощейПротоиерей Георгий Кравцов и главный врач Губкинской центральной районной больницы Ирина КротоваФото: Вадим Москалёв
  • Репортаж

«Круглый стол» на тему «Церковь и медицина: пути взаимодействия в современном обществе» прошёл впервые.

В Губкине духовенство и медицинские работники обсудили пути взаимодействия. В Духовно-просветительском центре «Преображение» Губкинской епархии впервые состоялся «круглый стол» на тему «Церковь и медицина: пути взаимодействия в современном обществе», организованный епархиальным отделом по социальному служению.
В работе «круглого стола» приняли участие епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, благочинный 1-го Губкинского округа, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Евгений Сапсай, руководитель епархиального отдела по социальному служению, настоятель храма во имя блаженной Ксении Петербургской протоиерей Георгий Кравцов, главный врач Губкинской центральной районной больницы Ирина Кротова, священнослужители, медицинские работники городского округа.

Дух, душа и тело неразделимы

«Наша встреча свидетельствует о том, что Православная церковь и медицина идут одной дорогой, прилагая все усилия для врачевания всего человека – духа, души и тела. Дать возможность человеку развиваться полноценно – значит освободить его от того, что мешает этому, – от болезни. Но для этого необходимо правильно определить диагноз. То же самое происходит и в духовной сфере. Проходя сегодня дни Великого поста, православный верующий пытается понять свою собственную духовную немощь и несовершенство. Только видение своих личных грехов является основой для духовного роста. Полноценное излечение больного вне тройственной природы человека невозможно. Понимание этого и ведет к сотрудничеству Церкви и медицины», – приветствовал собравшихся владыка Софроний.

Тело, дух и душа неразделимы, а потому невозможно лечить тело, забывая о двух других составляющих природы человека, – об этом говорили и другие выступающие. Насколько это переплетено в человеке, насколько одна составляющая влияет на другую, рассказал благочинный 1-го Губкинского округа протоиерей Евгений Сапсай

По его мнению, профессия врача и служение священника близки:

«У нас нет выходных, нет регламентированного рабочего дня, мы не можем пройти мимо чужой беды. И мы не можем, придя домой и сняв халат или рясу, автоматически перестать быть врачом или священнослужителем. Писатель Антон Чехов, врач по образованию, говорил, что профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Эти слова уместны и для священников». 

О врачевании души и тела, взаимодействии церкви и медицины отец Евгений говорил, основываясь на примере святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, который совмещал служение науке и медицине со служением Богу. 

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий хотел поступать в Петербургскую Академию художеств, но, размышляя о выборе жизненного пути, решил, что не вправе заниматься тем, что нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страждущих людей. Потому и отдал предпочтение медицине, причем загорелся идеей стать именно «мужицким врачом». А потом почувствовал призвание к еще более высокому служению и в самые страшные для Церкви годы принял священство, а затем епископский сан, оставаясь при этом врачом. 

По мысли святителя Луки, природа человека состоит из духа, души и тела, между которыми существует постоянная связь и взаимодействие. Все, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души (мысли, чувства) тесно связаны с жизнью духа. Дух собственно и есть сущность человека, которая остается после смерти тела – «в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь…». 

Не всякое донорство – грех

У медицины и религии общий объект интересов – человек. Компетенции медицины (лечение патологий, возникающих в сфере физического бытия) и религии (лечение духовной составляющей личности) дополняют друг друга. Но есть и противоречия. Церковь выступает против абортов, ЭКО, трансплантации органов и тканей у живого ещё человека, мозг которого мертв, донорства органов и крови за деньги, эвтаназии, суррогатного материнства… И отец Евгений объяснил, почему. 

«Не всякое донорство грех, – говорит он. – Если человек сдает кровь безвозмездно или деньги за это отдает нищим, то это перестает быть грехом. Или взять ЭКО. Казалось бы, благородное дело – помочь женщине забеременеть. Но при данном методе лишь часть имеющихся эмбрионов подсаживают женщине, а остальные погибают в пробирке. А прерывание беременности? Дело здесь не только в неродившемся малыше, Церковь беспокоится и о его матери, ибо нет ни одной женщины, которая, совершив убийство ребёнка, не переживала бы стресс».

В то же время Церковь активно участвует в медицинских профилактических мероприятиях, борется с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, помогает тяжелобольным, инвалидам, трудится в хосписах.

«У нас с медицинскими работниками – общее дело», – убежден благочинный.

Про знахарей и гадалок

«Как церковь относится к знахарям, травникам, целителям?» – поинтересовались у отца Евгения врачи. 

«Церковь запрещает обращаться к знахарям, гадалкам, считая их действия от дьявола», – ответил отец Евгений. – Тот, кто обратится к целителям, должен покаяться на исповеди. Его отлучают от причастия. Целители ещё и вредят больному, ведь в надежде на быстрое исцеление он зачастую отказывается от врачебной помощи».

Но есть целители от Бога. Например, почитаемая в народе Матрона Московская, которая родилась слепой, еще в младенчестве держала строгий пост и большую часть времени проводила в храме. 

Святые целители

Руководитель епархиального отдела по социальному служению протоиерей Георгий Кравцов продолжил тему святых целителей. Церковное предание и история свидетельствуют, что медицина – бескорыстная, милосердная, сострадательная – всегда была неотъемлемой частью православной культуры. Более того, один из учеников Христа – апостол Лука – был врачом. В православии немало примеров, когда священнослужители занимались врачеванием телесных недугов. 

Отец Георгий вспомнил святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. Он построил целый город больниц и приютов, который в народе назвали Василиадой. В центре располагался храм, рядом – дома клира, вокруг – пансионы-гостиницы, школа, дома для сирот и больница – прообраз современной. В ее состав входило столько зданий, сколько болезней было известно в те времена (300 г. н. э.). Невероятно, но факт: архиепископ, дипломированный врач, для себя выбрал работу в лепрозории, где сам ухаживал за прокаженными, промывал им раны. А еще всегда были готовы лошади и повозки для доставки больных – «скорая помощь» того времени. В Греции за свои заботы о бедных он еще считается… Дедом Морозом (как в других странах – святитель Николай).

В нашем Отечестве преподобный Агапит Печерский безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. И опять же святитель Лука Крымский, практически наш современник (умер в 1961 году). Советский хирург, доктор медицинских наук, профессор, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии (по его учебникам учатся и нынешние студенты медицинских вузов), лауреат Сталинской премии первой степени. А еще жертва сталинских репрессий, духовный писатель, доктор богословия, архиепископ. Своей жизнью он показал, что веру и медицину нельзя противопоставлять. Они взаимно обусловлены и дополняют друг друга. Многие моменты из его жития потрясают: крест исповедничества, терпение скорбей, жертвенная любовь к болящим и бедным. Усталый и гонимый, с больным сердцем и отекшими ногами, святитель Лука часами стоял у операционного стола, чтобы спасти жизнь больного. Он всегда молился перед операцией и призывал коллег делать то же самое.

И еще одного доктора недавно прославили в лике святых – Евгения Сергеевича Боткина… Сын знаменитого Сергея Боткина, основоположника русской клинической медицины, основателя военно-полевой терапии, также посвятил жизнь медицине и служению людям. Будучи лейб-медиком последней царской семьи, он, имея возможность избежать расстрела, не сделал этого, оставаясь до последнего дня с больным цесаревичем. 
Участники «круглого стола» посмотрели небольшой фильм о жизни Боткина.

О традициях Великого Поста

Об истории и традициях поста, его значении в жизни верующего рассказал клирик Спасо-Преображенского собора протоиерей Георгий Беличко, подчеркнув, что пост – это не диета. Он должен соразмеряться с телесными силами христианина, иначе может принести вред. Для больных людей и стариков, беременных и кормящих женщин, детей церковный устав делает послабление. 

Главное – духовный пост, а это быть воздержанным на язык, не осуждать, не сквернословить, смиряться, совершать добрые поступки. 

«Люди не помянут, зато Бог помянет» 

Важной назвала встречу главный врач ЦРБ Ирина Кротова. 

«Мы работаем с разными пациентами, в том числе православными, и должны говорить с ними на одном языке. Сейчас идет реформа здравоохранения, больницы оснащаются современным медицинским оборудованием. Но за всем этим важно не потерять моральный, этический смысл врачевания. Только человек, готовый помогать людям, брать на себя чужие страдания и проблемы, может стать хорошим врачом. Сегодня вспоминали православных врачей, но и сейчас есть яркие личности. Например, доктор Лиза, врачи, работающие в «горячих точках», оказывающие паллиативную помощь. Конечно же, ими движет милосердие», – подвела итог встречи Ирина Кротова.

Она напомнила коллегам эпизод из драмы Чехова «Дядя Ваня», когда доктор Астров спрашивает няню, а помянут ли их люди добрым словом через сто – двести лет, и та отвечает: «Люди не помянут, зато Бог помянет». 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×