Идти учиться в десятый класс или же выбрать обучение в колледже – перед таким сложным выбором стоят нынешние девятиклассники и их родители. Уже скоро их ждет ответственное испытание – государственная итоговая аттестация (ГИА). Но волнуются выпускники не только из‑за экзаменов, но и потому, что ежегодно вносятся изменения в учебный процесс, процедуру итоговой аттестации. Не стал исключением и нынешний год.
Со следующего учебного года учеников 10 классов ждут изменения в образовательной программе.
Какие это изменения, мы узнали у первого заместителя начальника управления образования Светланы Щетининой.
— Светлана Николаевна, многие девятиклассники и их родители обеспокоены тем, что теперь изменились правила приёма в десятый класс, и тот, кто планирует получить среднее образование, должен выбрать профиль, по которому будет заниматься, и, может, даже перейти в другую школу, если этого профиля не окажется в своей школе. Так ли это?
— Профильное обучение существует и в настоящее время в 10–11 классах, но дело в том, что со следующего, 2020 – 2021, учебного года все выпускники девятых классов, которые захотят получить среднее общее образование, будут обучаться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего образования. Сегодня у нас по ФГОС среднего образования в пилотном режиме работают три школы – №1, лицей №5 и Губкинская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Белгородской области (бывшая школа №12).
— И в чем отличие ФГОС среднего общего образования?
— Учебный план включает не более 12 учебных предметов и дополнительно нескольких элективных курсов. Установлен перечень обязательных предметов для изучения – «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», остальные предметы включаются в учебный план по выбору учащихся. Также выбору подлежит и уровень изучения предметов – базовый, углубленный.
По новому стандарту структура учебного плана предоставляет право каждому старшекласснику выбирать индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от своих возможностей, интересов и планов. В результате снижается непродуктивная нагрузка, сохраняется здоровье обучающихся, школа получает возможность давать более глубокую подготовку по предметам определенного профиля.
Суть такова: если ребенок собирается пойти в десятый класс, он должен в зависимости от того, кем он видит себя в будущем, выбрать определенный профиль обучения и, соответственно, хорошо сдать выпускные экзамены за курс 9 класса по предметам, которые предстоит изучать на углубленном уровне.
Учащиеся должны будут выбрать один из профилей – технологический, гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический или универсальный. Например, если ребенок выберет технологический профиль, то ему предстоит углубленно изучать математику, информатику, физику. Для этого в 9 классе он должен выбрать указанные предметы для сдачи основного государственного экзамена, причем по итогам получить оценки 4, 5.
В целях максимального удовлетворения образовательных потребностей учащимся 10–11 классов также может предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору.
В 10–11 классах для углубленного изучения учащийся может выбрать один или несколько предметов, а может все предметы изучать на базовом уровне. Также в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, каждый учащийся должен представить индивидуальный проект по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов.
Предположим, ребенок после школы собрался поступать в мединститут, ему, естественно, нужно выбрать для углубленного изучения химию, биологию и, может быть, физику. Благодаря профильному обучению учащийся в течение двух лет может более углубленно изучать необходимые предметы и подготовиться к поступлению на выбранную специальность.
— Но за 10, 11 класс учащийся может резко поменять свои планы. Предположим, собирался посвятить себя медицине, а потом вдруг в приоритете оказался английский язык.
— Сделать правильный выбор – в этом и заключается основная сложность нынешних девятиклассников и родителей, поэтому сегодня тема ранней профориентации актуальна как никогда. Школа совместно с семьей должна проводить профориентацию таким образом, чтобы дети могли уже в 9 классе понимать, куда они пойдут после 11 класса.
Понимаю, что сложно сделать выбор. Но если выпускник захочет сдавать ЕГЭ по предмету, который не изучал в школе, он может это сделать, однако сначала должен получить допуск – сдать промежуточную аттестацию по этому предмету.
На самом деле сейчас возможности у детей большие. И от 10 – 11 класса можно получить больше, если изучать нужные предметы на углубленном уровне.
— Предполагается, что каждая школа будет определенного профиля или же в каждой школе должны быть все профили?
— В течение всего учебного года с учениками 9 класса и их родителями проводится разъяснительная работа по выбору дальнейшей траектории обучения и определению профиля. Но из практики школ – участниц пилотного проекта – в одном классе формируется несколько групп по выбранным профилям. Так, например, одна подгруппа будет углубленно изучать химию и биологию, другая – физику и математику. И, согласитесь, это хорошо. Но одна школа не сможет учесть все запросы учащихся, поэтому не стоит бояться переходить в другую школу в 10 классе и изучать углубленно нужные предметы. Страха у родителей и детей не должно быть. Наоборот, сейчас есть выбор.
— И все‑таки, что делать троечникам? Возможно, они не захотели или не поступили в учреждение среднего профессионального образования, значит, в десятый класс им дорога теперь закрыта?
— Разумеется, они имеют право на обучение в 10 классе. Они будут учиться по универсальному профилю. Но и родители, и ребенок должны видеть конечный результат: где он после 11 класса будет учиться. В большинстве случаев предполагается дальнейшее поступление в высшее учебное заведение, и здесь важно понимать, что в 11 классе ребенок должен хорошо сдать ЕГЭ хотя бы по трем предметам, чтобы поступить в вуз. Поэтому если нет мотивации к обучению, если ребенку не дается программа даже 9 класса, то какой смысл идти в 10-й? Это в некотором плане только потеря времени и лишние волнения. Но окончательный выбор за детьми, родителями, школы же предоставляют все возможности для получения среднего общего образования.